ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
ОСНОВЫ РЕЛИГИИ.
Фабр д'Оливе, французский
мыслитель, вычислил в ОМ'ах
сопротивление косных умов
очевиднейшим истинам.
Луис Ортега.
Рис.1 Чем больше мы познаём,
тем больше
не знаем.
ГЛАВА 1. ВВОДНАЯ.
1. "Если
человек спрашивает: как это может быть? — он не православный", — сказал
Иоанн Златоуст. Наш рассудочный век не способен на чистую веру. Люди неверующие
и маловеры задают вопросы, и хотя по определению Златоуста они не могут
считаться православными, души многих хотят вернуться к чистоте, к Первооснове,
Отцу, Высшему Духу. К Богу.
Первая
часть этих бесед включает в себя темы, обсуждаемые в любом вероисповедании:
Бог, дьявол, человек, душа и дух, грех и зло, смерть и бессмертие.
Вторая часть является
попыткой объяснить, что издревле к человеку шли Божественные знания из ЕДИНОГО
ИСТОЧНИКА, преобразовывая и развивая человеческое сознание, исправляя ошибки
человечества.
2. Цель
этих бесед — помочь каждому определить, нужна ли людям религия, и на какой ступени
духовного развития находится конкретный человек. В чём смысл жизни? Что такое
культура? Достаточно ли быть нравственным и справедливым, но атеистом? Чем
отличается интеллект от духовности? Соединимы ли
религия, идеология, философия? Почему на Земле столько вероисповеданий, если
Бог один? Почему атеисты так злы и пренебрежительны к верующим? Если в книге
будет найден ответ на эти и многие другие вопросы, цель достигнута. Однако не
следует искать в этой работе формулировок, единственно верных раз и навсегда.
Мысль каждого человека должна развиваться, искать и сравнивать, принимать, отвергать разумно, но не упрямо.
3.
Понять разветвлённейшее
древо религиозной мысли можно, лишь дисциплинируя СЕБЯ. Если человек, выслушав
ответ на свой вопрос, говорит: "Нет, я все же
предпочитаю жить, как мне хочется; анархия — мать порядка; человеческий порыв —
от сердца, пусть я грешен, но я служу порывам, они — от души; пусть потонем в
страстях — один раз живём, а иначе — зачем жить?" — этот человек ставит
свои поступки, чувства, мысли выше тех проблем, к которым обратился якобы за
познанием. Вопросы таких людей легкомысленны и в ответах не нуждаются. В
последнее время религиозная тема стала для многих лишь модной возможностью
самоутвердиться, проявить свой интеллект или волю.
4.
С.Ожегов в "Словаре русского языка"
пишет: "Дисциплина — это обязательное подчинение установленному
порядку". Это дисциплина воинская. В "Живой Этике" мы находим
другое определение дисциплины: "Дисциплина — это организованное свободное
сотрудничество. Если где—то притаилось принуждение, не будет желаемого
следствия". Так говорили супругам Рерих Великие Учителя Востока. ПОЧЕМУ НАДО ГОВОРИТЬ О ДИСЦИПЛИНЕ, ОБСУЖДАЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ
ВОПРОСЫ?
Люди
давно утратили чувство ЖИВОГО сотрудничества, понятие “сотрудничество” стало почти синонимом слова
"коллегиальность", но КОЛЛЕГИ работают в одном учреждении или заняты
одним делом, однако их мысли и чувства могут не совпадать. СОТРУДНИКИ — делом,
мыслями и чувствами вместе. Сотрудничество без дисциплины немыслимо. Общение,
беседа является сейчас не выяснением истины, а лишь способом доказать свою
правоту. "Зачем мне истина? Где она — истина?! Вы думаете так, я — иначе.
Вот поговорим: кто докажет, тот и прав". Однако разговор как поиск истины
тоже может быть сотрудничеством. Это первое. Дисциплина, во—вторых,
даёт возможность свободно, по своему желанию двигаться по пути, указанному
"вехами" — догматами веры. Г.Флоровский писал, что догмат — это
Божественная мысль, которую усваивает человеческий ум. ОПРЕДЕЛЕНИЕ догмата неизменно,
ибо в нём заключена непостижимость Вечности. ОБЪЯСНЕНИЕ догмата меняется со
временем и зависит от контингента слушателей.
—
Но к чему человеку догматы? Разве
образованный человек с аттестатом и дипломом не может сам разобраться в Св. Писании?
—
“Вехи” определяют, не сошел ли человек с пути православия (или католичества,
иудаизма или мусульманства). Если отклонился, он может по закону дисциплины
свободно, охотно вернуться на прямой короткий путь. Если не хочет, если для
него важнее собственное мнение, пусть ошибочное, но своё — никто не неволит, но
он не православный (или не католик и т.п.), его путь — с другой группой людей
или путь одинокий, зато свой.
Церковь
(организованные свободные сотрудники), покинутая подобным человеком, Бог и все
светлые силы, видимые и невидимые, не будут ответственны за его ошибки. Но в
день Страшного Суда отклонившийся не сможет
оправдаться, т.к. его жизнь шла не по воле Божьей, а по человеческой воле...
—
Что же, только православные спасутся?
—
"По вере вашей да будет вам", — сказал Господь. Существует восточная
легенда: некий святой пошел проповедовать Христову Истину на далёкие языческие
острова. И явились пред ним из моря старцы и просили посвятить их в высокое
учение. Рассказал им святой о жизни Христа и Слове Божьем. Приняли старцы
учение всем сердцем и ушли, задумавшись, по волнам
морским, как посуху. Вдруг они побежали назад с криком: "Прости, мудрый
вестник, мы забыли Великое Имя твоего Бога!" И сказал им святой:
"Если вы впустили Христа в своё сердце и ходите по морю, как посуху, то
простится вам это забвение, ибо душой вы — христиане".
Определение
дисциплины должны помнить ученики, приступая с вопросами к учителю.
Сотрудничать — значит ОЧЕНЬ СТАРАТЬСЯ понять учителя, ОЧЕНЬ ХОТЕТЬ изменить
себя и свою жизнь, свободно принимать учение в душу, впустить его, не
сопротивляясь внутренне. Затем пожить в этих новых состояниях, мыслях,
чувствах. Только потом, если новизна не подходит душе, отбросить.
Определение
духовной дисциплины должны помнить учителя, не навязывая свою точку зрения, не
насилуя души учеников, давая им возможность самостоятельно выбрать свой путь к
Богу или от Него. Разные вероисповедания – это разные пути к
Высшему, каждый думает, что именно он на верной дороге, и дай Бог всем нам
встретиться в конце длинной тропы. Господь дал людям свободу воли, и
никто не имеет права отнимать ее ни интеллектуальным, ни военным насилием.
Что
такое религия? Журнал "Наука и религия" утверждает, что это понятие
трудно определимо и ставит астрологию в один ряд с религией. Думается, что
объяснение этого понятия иное. РЕЛИГИЯ — ЭТО СВЯЗЬ С БОГОМ, связь живая,
реальная, при которой ЛЮБАЯ мысль, поступок, чувство связаны с Ним; религиозный
человек получает ответ на все свои вопросы чувством—знанием (или чувствознанием), которое развивается в течение жизни, ЕСЛИ
СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА АКТИВНО ОЧИЩАЕТСЯ ОТ ЭГОИЗМА. Исходя из этого определения, мы
сразу понимаем, что любое мировосприятие, в центре которого не стоит Бог, безрелигиозно. (Такова антропософия, в центре учения стоит
человек, а не Бог; таков буддизм, в центре – святой мудрец.) Простое посещение
церкви ("я каждое воскресенье ставлю свечу") не делает человека
религиозным. Выполнение обряда ("бабушка научила") не делает человека
религиозным, беседы о религии тоже не могут сделать душу религиозной. Даже
Таинства Крещения и Причащения не всегда связывают человека с Богом. Только
реальная, живая, повседневная, ни на минуту не забываемая, горячая вера
поднимает, помогает жить и спасает. ЦЕЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ — СПАСЕНИЕ ДУШИ,
вечная жизнь, вполне реальная, а не "в памяти потомков", хотя и это
важно. Так в христианстве. Иудаизм
стремится к праведности в этой, нашей привычной жизни, не заглядывая
глубоко за порог могилы. Мусульмане очищают жизнь всеми понятными им методами.
5. ЧТО
ТАКОЕ БОГ? ГДЕ ОН? КАК ЕГО ПОЗНАТЬ?
В математике
есть теорема Гёделя. Если математическую формулировку переосмыслить философски,
мы получим следующую мысль: есть в мире явления, существование которых нельзя
ни утверждать, ни отрицать. Эта теорема сразу делает бессмысленными все споры о
существовании Бога. Он есть для верующих, его нет для атеистов. Неизмеримо
Велик Тот, Кто Сам Себя способен отрицать и утверждать
одновременно. Могуществен, Всесилен. Не случайна поговорка: "Бог говорит с
людьми языком математики". Истинная наука никогда не идет вразрез с
религиозными истинами. В главе "Смерть" мы рассмотрим страшную
опасность безверия.
Ни
одно человеческое понятие не определяет Бога. Индийская
религиозная философия утверждает: "Бог — ни То,
ни не То". Он выше всего мыслимого и немыслимого, Он
Бесконечен, Вечен, Совершенен, Всеблаг, Всемогущ, Непостижим, Всезнающ.
Он — сама Любовь, Величайшая и Недостижимая для понимания нынешним
земным сознанием. Его можно постигать, но нельзя постичь. Если мы сможем
впустить в своё сердце (не в рассудок!) хотя бы это понимание Бога, оно
приведёт нас к смирению, которое совершенно необходимо для духовной жизни и для
перехода, называемого смертью (см. главы "Душа и
дух", "Смерть"). Бог — во всём, везде
Его Рука, Его Луч, Его Творчество, Он всё пронизывает Собой.
6. —
Но где находится Бог?
—
В Вечности. Так можно ответить духовно неразвитому атеистическому рассудку. Но
правильнее сказать: "Вечность в Боге, а Он — везде и нигде". Вечность
и Бесконечность в Боге сливаются в одно СОСТОЯНИЕ. В любых человеческих, даже
мимолётных состояниях присутствует Дух Божий, но часто ли мы обращаем внимание
на переливы наших меняющихся состояний? А ведь они о чём—то говорят. Не путайте
Дух Божий с Его Существом, именно Существо Божье содержит в себе Вечность,
Беспредельность, всё мыслимое и немыслимое.
Время
сотворено вместе с физическим миром. Символ нашего мира — куб: длина, ширина,
высота — ясно создаёт образ трехмерности. Но
теоретически вычислено, что существуют иноматериальные
миры. Математики знают миры—октаэдры, ограничивающие пространство восемью
треугольниками, а не шестью квадратами, как в кубе, миры—додекаэдры (двенадцать
пятиугольников), миры — икосаэдры (20 треугольников). Есть миры с искривлённым
пространством, где время течёт не всегда вперёд, как у нас, но может течь и
назад и параллельно. Это вычислено. Эйнштейн доказал, что на теле, движущемся
со скоростью света, время останавливается. Некоторые ученые на этом основании
утверждают, что загробного мира мысли, мира идей быть не может, т.к. мысль не
может быть быстрее скорости света, ибо большей
скорости не существует; при меньшей скорости мысль останется "привязанной"
к Земле, при равной скорости мысль исчезнет, т.к. все земное существует лишь во
времени. Однако мысль человека, несущаяся с самой большой
скоростью, превышающей световую, может переноситься в иные миры. Новая
научная гипотеза (к сожалению она только выдвинута, но
ещё не разработана) говорит, что тахионы несутся со скоростью большей, чем
световая. В "тахионном" мире время иное,
чем у нас. Тахионы — частицы ядра атома.
Но как же представить иную
жизнь и взаимосвязь разноматериальных миров? В этом
нам может помочь "Сказка о плоскатиках".
Представьте себе двухмерный мир, в нем есть только длина и ширина, высоты нет.
Это плоскость. Как—будто по столу ползают живые
кружочки, квадраты, треугольнички и прочие "плоскатики". Это их мир.
Теперь
представьте, что человек поставил на стол стакан. Что воспримут плоскатики? В их мире непостижимо, чудесно появился новый
круг, он странен, на него нельзя заползти, что—то невидимое мешает движению.
Ведь стекло и высоту стакана плоскатик не
воспринимает, его мозг и мысли, его опыт жизни и знания иные, они двухмерны,
как всё в его мире.
Теперь
предположим, что человек взял со стола одного плоскатика,
поднял над плоскостью стола, объяснил, что такое плоскость, объем,
стереометрия, стол, человек, плоскатик, миры. Затем плоскатика вернули в его привычное пространство. Сможет ли
он рассказать о пережитом? Новое знание покажется всем безумием, беднягу лишат
дипломов и званий, посадят в сумасшедший дом, возможно, даже убьют.
Для
иноматериальных миров мы подобны плоскатикам.
Нас пытаются учить, но редкий человек может сегодня уразуметь и представить находящееся за пределами трехмерного пространства.
Как
же понять Беспредельность?
Логикой Бог
непознаваем, поскольку логика нужна лишь для Земли. Только верой, только душой
можно приблизиться к Богу, только очищенным от эгоизма сердцем.
—
Но Бог создал людей для наслаждения!
—
Почти правильно. Но вы не закончили каббалистическую мысль, а она гласит: для
наслаждения общением с Богом, т.е. для религии, для связи с
Сущим.
7. "Вся
Вселенная для нас Земля", — говорит архимандрит Рафаил (Карелин).
Следовательно, все иноматериальные миры, все
пространства и времена — "земные", даже если они — на дальних
звёздах, тем более, если они — в сфере Земли, хоть и невидимы. Небо верующий
называет "твердью", в "тверди" летают космонавты. Бог своим
Существом — за пределами тверди, он не состоит из атомов, поэтому Ю.Гагарин не
мог, даже если бы хотел, увидеть Бога в небе земными глазами, как некое
материальное, молекулярное тело. Можно сказать, что в глубинах
"тверди" — Божий Луч, Рука ведущая. Беспредельность — в Боге.
Невозможно изучить даже одну нашу материальную Вселенную, нельзя до конца
исследовать даже космос, тем более невозможно познать
Бога. Но "прикоснуться", почувствовать, ощутить Его можно, находясь в
Церкви, в храме, в высоких переживаниях, в духовных состояниях, когда исчезает
ощущение времени, в молитве сердца, при строгом отборе внутренних впечатлений,
иногда в стрессовых ситуациях. Лишь чистое сердце способно прикоснуться к
Истине, лишь оно способно любить и верить. Потому на вопрос Понтия Пилата:
"Что есть истина?" — Христос не ответил, ведь Истина сама стояла
перед римским прокуратором, вопрос же его показал, что он слеп и глух и не
поймет объяснений, т.к. не видит Природы Божьей — Свет (см. гл. "Дьявол и сатана").
8. Вера
— это неосознанное знание. "Если вы стопроцентно уверены в своих знаниях —
это вера", — говорят некоторые религиоведы, солидаризируясь с мнением
Е.Замятина. Эта формулировка трехмерная, логическая, не случайно среди
религиоведов есть неверующие. Парадоксально, но факт. Говоря, что вера — это
неосознанное знание, мы пытаемся заглянуть за горизонт трёхмерности,
ведь вера и уверенность — не одно и то же.
Вера
лишена логики. Бог обещал Аврааму великое потомство, и Он же потребовал
принести Ему в жертву сына старца. Только безоглядная, нерассуждающая,
лишённая логики вера, надежда и любовь в соединении с мудростью спасли Исаака и
всё его будущее потомство.
—
А разве Исмаил – не сын Авраама?
—
Авраам родил Исмаила, но не воспитывал. И жил он вдали от иудейской веры.
В
любом великом учении, в глубокой мысли человек среднего уровня может найти
кажущиеся противоречия. Чтобы соединить противоположности,
найти для них объединяющее понятие, нужна особая, духовная развитость, т.е.
помощь Божья, не интеллект, не разум, не фантазия, а особое чувство (см. гл.
"Душа и дух").
9. Чувством
(интуицией, чувствознанием) можно понять Троичность Единого.
Всегда троична даже человеческая любовь, тем более — Божественная. В земной
любви всегда присутствуют любящий, любимый, и сама любовь — между ними. Поэтому
Пифагор утверждал, что 2=3, а 3=1. Солнечный диск, видимый человеческими
невооруженными глазами, не похож на реальное астрономическое тело, несущееся в
космосе. Тело, диск и солнечный зайчик (или луч, пробившийся сквозь листву
кроны) — не одно и то же, но одно без другого немыслимо. 3=1, 2=3. Эти примеры
помогают понять Св.Троицу (см.ч.2 гл. "Христианство").
10. В
каждое данное мгновение душа, не отягощённая грехами, может подняться в
бесконечные высоты. Точнее ту же мысль можно выразить иначе: Беспредельность в любой
момент может встать перед взором души. И еще иначе можно выразить ту же мысль:
внутреннее состояние человека — это и есть место души после смерти. Мы всю
жизнь несем в себе рай и ад (См.гл. "Бессмертие души").
Если человеку удастся ПРОЧУВСТВОВАТЬ эту мысль, возникнет такое направление
мысли, которое поможет понять, каким образом Вечность находится в Боге.
Вечность и Беспредельность — это как бы состояния Бога. Любящий угадает
состояние любимого, поэтому верующий и любящий Господа может чувствознанием понять Вечность и Бесконечность, понять
сердцем, а не умом, не логикой, а душой.
Ясно,
что только совершенство может находиться в Вечности. Поскольку лишь время (и
всё, что в нем) движется в эволютивном смысле,
постольку всё, нуждающееся в развитии, всё несовершенное находится во времени,
в разноматериальных мирах, на "Земле".
—
Значит, вечность не развивается?
—
Вечность развивается инволютивно (в самой себе,
непознаваемо), это не наша тема, без развития нет жизни. Если мы говорим, что
жизнь вечна, то и развитие бесконечно.
Вечное
уже не нуждается в эволютивном (видимом, внешнем,
познаваемом) развитии, оно помогает развиваться другим мирам. Поэтому Закон
Божий неизменяем, он непознаваем, не
может устареть, его не надо "подправлять". Мир человеческий должен и
может, если захочет, подтянуться к глубинам Закона Божьего.
Атеисты
порой задают вопрос: "Если церковь — не застывшая,
а открытая система, то как осуществляется ее развитие?"
Церковь
— это общество, собрание верующих. Люди несовершенны, общество развивается в
соответствии с эпохой. Меняется ПОНИМАНИЕ Закона Божьего людьми. Но неизменен
сам Закон, ибо творчество Божье совершенно. Вечность — не застывшая система,
т.к.проявления каждого Закона в разных условиях
бесконечны.
—
Мы говорим, что церковь застывшая, а не Вечность!
— Церковь не
может быть застывшей, если Вечность жива, т.к. Церковь — Дом Божий, Тело Божье,
Невеста Христова; Церковь и Вечность, Церковь и совершенство, Церковь и Господь
взаимосвязаны. Поэтому слово "церковь" пишется в русском языке
по—разному: с маленькой буквы — понятие храма, собрание грешных людей; с
заглавной буквы — вечная высокая идея СОЧЕТАНИЯ сердца
и сердец людских с Господом. В земной церкви меняются молитвы, одежды, обряды,
но не Таинства. Являются новые святые. Было время, когда женщина с непокрытой
головой, в открытом сарафане не могла бы переступить порога храма, сегодня
очень многие — без головных уборов. Но те из молодых, кто сумел сделать еще
один шаг к религии, сами, по доброй воле (женщины) надевают при входе легкий
шарф или шапочку, они ЧУВСТВУЮТ, ЧТО ЭТО СОСРЕДОТОЧИВАЕТ ИХ, отдаляя на
некоторое время от мира, внимание собирается в сердце, а не в уме. Было время,
когда при Таинствах не могли присутствовать некрещённые.
Сегодня "оглашенные" могут присутствовать при Евхаристии, Венчании,
Соборовании и т.д., если они сами не чувствуют неловкости, душевного разлада в
эти моменты.
Отвечая
на вопрос о развитии Церкви, можно сказать о модернизации (осовременивании)
протестантства и католичества. Но православие не принимает осовременивания
обрядов и правил, справедливо считая, что это уводит людей от Истины. Не
Церковь должна нисходить к людям, а люди — восходить к Истине, так чувствует
православная душа, так она верует.
—
Если непонятно, как же верить?
—
Вы хорошо понимаете законы физики или тригонометрии?
—
Нет.
—
Однако, вы ими пользуетесь на экзаменах. Вера и логика
не связаны, мы уже об этом говорили. Позже мы вернёмся к этому.
11. Бог сотворил человека совершенным, даровал ему весь
мир, бессмертие, предупредил об опасности эгоистичного познания добра и зла:
плоды древа познания нельзя "срывать и есть", т.е. РЕЗУЛЬТАТЫ ЗНАНИЙ
НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАДИ ЛИЧНОЙ ВЫГОДЫ. Увы, именно личных благ для себя
захотели люди и устремились в физический мир, уплотнились, пали.
Господь,
изгнав людей из рая, дал им "кожаные одежды" (физическое тело).
Состояние сознания древнего человека, уязвлённое дьяволом, увело его из райских
мест, поскольку был нарушен один из главных Законов бытия. С тех пор физический
мир "отдан дьяволу", наш мир стал местом, где процветает эгоизм,
гордость, самовыражение и прочие порочные сорняки.
12. И
снова атеисты насмешливо вопрошают: "Почему
же Бог разрешил людям быть плохими? Создал бы такой мир, где нельзя
грешить, если Он — такой хороший"!
Если
бы мир был создан так, как предлагают безбожники, он не был бы Божьим, в нём не
было бы свободы воли, человек не имел бы своего мнения, своего Я, собственного
выбора, решения, он превратился бы в робота, он был бы запрограммирован.
М.Бакунин сказал: "Запрограммированное добро — уже зло". Живёт еще на
Земле поколение, названное "винтиками соц.системы",
многие согласны по сей день быть винтиком, т.е. моральным автоматом, ведь это легче,
чем брать на себя ответственность: "Я человек маленький", "Пусть
у начальства голова болит", "Я ни за что не отвечаю", "За
нас фюрер думает", "Моя хата с краю", "Как прикажете",
"Чего изволите?" — все эти с позволения сказать "мысли" —
знаки сатанинского человечества, не желающего свободы.
Чувство
ответственности за все происходящее, способность взять вину на себя, стать
безвинной жертвой — знак христианина. Язычники утверждают, что и они готовы
взять на себя ответственность (см. ч.II, гл. "Язычество").
Речь идет, конечно, об истинной глубокой
религиозности, а не просто о принадлежности к той или иной общественной группе.
Предопределение
и свобода воли взаимосвязанны. Творчество Божье
таково, что всё, не стремящееся к совершенствованию, все, не желающие идти к
Свету, к очищению, все грешники рано или поздно распадутся в космический мусор.
Это предопределено. Это Закон. Но, дав каждому свободу воли, Господь дал и
время для осознания ошибок и возвращения к Отцу, об этом повествует притча
Господня о блудном сыне.
"Почему человек должен вечно
мучаться за временные грехи?" — спрашивают маловеры и путаники.
Человеку дано много времени: и в течение всей его жизни и после смерти он волен
в своем выборе, в своих поступках, в решениях. Но после смерти ПРАКТИЧЕСКИ
ТРУДНЕЕ перейти на линию Света, если при жизни человек предпочитал тьму. В
последующем изложении эта мысль будет развита.
13. Стремление
к совершенству, горячее желание отбросить эгоизм — знак верного направления
жизни души. На этом пути становятся ясны ценности и значимости людей. Ценности
— это главный стимул жизни, основные интересы. Значимости — это сиюминутная
необходимость. Разве не очевидно, что для большинства людей сегодня значимости
стали важнее ценностей, значимости стали ценностью. Но Закон Божий утверждает,
что душа человека всегда там, где его сокровища. Не пора ли нам понять наши
заблуждения? Неужели ради куска мяса, мягкого кресла, престижа стоит рисковать
вечной жизнью? Как глубоко вдолбили в нас, что мы — корм для червей и только!
14. В
связи с стремлением отказаться от эгоизма следует
понять, что такое личность и индивидуальность. В человеческой речи на любом
языке встречается фраза: "Ну и тип!" Окраска этой фразы чаще всего отрицательная,
даже если человек не осознаёт в этой оценке никакого минуса; веселый циник —
"ну и тип", ловкач, пройдоха, пробивной,
азартный — ну что в этом плохого? И в самом деле, ничего плохого, "мировой
тип". Но можно ли представить Иисуса Христа с такими качествами? А князя
Мышкина? А Дон Кихота? Рыцарь Печального Образа – “идиот”
для толпы. Есть ли в художественной литературе положительные персонажи с
качествами типа? ТИП характеризуется собранием качеств, ШИРОКО РАСПРОСТРАНЁННЫХ
В ОБЩЕСТВЕ.
Помните
Пушкинское vulgar?
"Люблю
я очень это слово,
Но
не могу перевести.
Оно
у нас покамест ново,
И
вряд ли быть ему в чести".
Вульгарность
— черта типа. К сожалению, сегодня эту черту характера почти не замечают. А
растопыренные пальчики “новых русских”
заметили? “Своеобразие” их речи
услышали?
Если
человек находит в себе силы СОЗНАТЕЛЬНО РАЗВИВАТЬ ДУШЕВНЫЕ КАЧЕСТВА В СТОРОНУ
УЛУЧШЕНИЯ, он становится ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ.
Индивидуальность обладает множеством разнообразных качеств, некоторые из
них она старается улучшить. Яркая индивидуальность всегда заметна в людской
толпе.
ЛИЧНОСТЬ
собирает в себе ВСЕ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА ДАННОГО ОБЩЕСТВА. Кажется неправомочным
столь частое использование слова “личность” по отношению к яркой
индивидуальности. Личность не привлекает внимания массы, пока не войдёт в
общение с кем—то. Она раскрывается только в творчестве. Личность не встанет по
своей воле в круг прожекторов.
Личностные качества индивидуальности не исчезают после смерти, продолжая
развиваться. Качества типа превращаются в шелуху, в мусор. Индийцы полагают,
что их дурные неразвитые черты характера ухудшают их жизнь после перевоплощения
(см. гл. "Индия", ч.II).
И,
наконец, ГЕНИЙ обладает КАЧЕСТВАМИ БУДУЩЕЙ ЭПОХИ. Понятно, что гений может быть
и злым. Самая яркая индивидуальность с чертами гения может жить и работать ради
себя. Личность всегда в творчестве ради других. Всегда!
—
И всё же вы запутываете понятия индивидуальности и личности. Люди иначе
объясняют и оценивают их.
—
Люди не объясняют, а просто употребляют слова, не задумываясь о смысле. Здесь
предлагается считать понятие личности выше понятия индивидуальности вопреки
общепринятому “правилу”. Личность — редкая сегодня ступень развития, но ярких
индивидуумов много. Мы не хотим уподобляться типам, мы обособленны,
неповторимы, у каждого свои особенности, чувство собственного “я” завышено. В
“Ветхом Завете” Бог назвал людей “жестоковыйными”, крепкие шеи не хотят
склониться пред Совершенством Вечного, не хотят менять люди свою грешную
природу. Но это не соответствует личности. Личность оценить трудно, она
растворяется во всех, она вбирает в себя всё лучшее, но мы не всегда знаем, что
хорошо, что плохо. Увы. Более того: именно личностные качества индивидуальности
толпа старается очернить. Но вернёмся к теме.
15. Потребность
в творчестве — третий знак движения души.(первый знак
– определение своих ценностей, второй – сознательная работа над своей душой) Но
ради чего я творю? Ради денег? ("Хорошая у меня невестка, защищает
диссертацию, хочет много денег получать"). Ради самовыражения? Это эго,
проявление низшего "Я" или, иначе, самости. Истинное
высокое творчество — не самовыражение, а труд ради идеи, которая живет в
душе. Именно идея подталкивает к труду, а не желание показать себя. О творце
говорят: "У этого художника (артиста, писателя) свое лицо", "У
этого ученого безумные идеи, их трудно применить сегодня". “У этого
учителя необычная методика, надо присмотреться”. Очень важно осознать, ради
чего я трачу силы, время, здоровье и мн. др. В душе отражаются высокие идеи,
существующие ВНЕ человека. Стремление к самовыражению перекрывает канал связи
души с высокой идеей; эгоистическое самовыражение искажает живую идею до
карикатуры.
Творческие
потребности человека психологи делят на три группы: 1)ПОТРЕБНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАТЬ
СЕБЯ И МИР рождает святых, монахов, отречение от себя, терпеливое несение
креста житейских тягот, невидимые подвиги, жертвенность; 2)ПОТРЕБНОСТЬ В
ОЩУЩЕНИИ ГЛУБОКИХ КОРНЕЙ творит высокое стояние души. Известно, что Пушкин знал
своих предков вплоть до Радши, сподвижника Александра
Невского. Эта же потребность может вызвать яркое желание изменить свой путь.
Описан случай, когда алкоголику посоветовали всякий раз, как потянет его к
зелью, прочитать главу из Евангелия. Попробовал, прочел одну главу, и сильнее
потянуло выпить. Но советчика он уважал. И потому прочел еще одну главу. И
вдруг заинтересовался. В это время его позвали работать, и он не успел напиться.
Однако, чтобы избавиться от агрессивного чувства,
которое возникает у пьяниц, он в свободную минуту забежал за бутылкой к себе в
комнату. Рядом лежало Евангелие. Стало почему—то неловко не выполнить совет
уважаемого человека. Он прочел страницу, другую, третью, и агрессивность
исчезла, и появился интерес узнать жизнь Христа, и возникло желание думать о
своей жизни, и на Земле стало одним алкоголиком меньше. Понимание своей
сопричастности Богу остановило грех.
—
Ну, какая же связь между Христом и пьяницей?
—
Иисус сам сказал, что Он пришёл к грешникам, а не к
праведным. И пострадал ради них. 3)ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ И ИСКУССТВЕ — самая
большая группа. Но, увы, она далеко не всегда преобразовывает душу. И потому человеческая
любовь и искусство не всегда обладают творческой силой.
Пользуясь
этой психологической научной информацией о потребностях человека, люди поймут, что, только работая над силами
СВОЕЙ ДУШИ, они преобразуют, улучшают, просветляют не только себя, но и весь
мир. Трудиться надо именно над собой, а не критиковать других. Если мир так
жесток, как сегодня, в этом моя вина. И до тех пор, пока я не признаю эту свою
вину, я не сдвинусь с места в религиозном смысле, я не найду путей к Богу, я
останусь на идеологическом уровне жизни.
—
Я не поняла, зачем знать своих далёких
предков?
—
Предки – это наши корни, корни и душа связаны Божьим Духом, частицей Бога в
человеке, совестью, чувством стыда. Стыдно быть “неумёхой”,
если среди предков есть хоть один, живший высокими стремлениями. И он совсем не
обязательно должен быть знаменит! Чья—то прапрабабушка—уборщица могла быть в
душе истинным и высоким служителем Чистоты, но вы этого не знаете. И думаете,
что ваши предки –“маленькие люди”. Вы обижаете свою
душу, это опасно, душа может отвернуться и заснуть, об уснувшей душе мы
поговорим позднее. “Маленький человек” – это малодушный
или бездушный человек. И ещё: речь идёт
о ПОТРЕБНОСТИ; если её нет, значит, нет большого стремления к преобразованию
себя, но, конечно, возможны разные пути. Продолжим разговор о религии.
16. Направление
мысли в сегодняшний день, это идеология. Направление мысли в вечность, это
религия. Идеология спускается в мир правителями государств, идеология — в умах,
в науке, образовании, вся жизнь наша пропитана идеологией. Религия — не в уме,
а в сердце. Ее нельзя навязать, хотя идеологи пытаются. Это идеологи в своих
учебниках назвали религию частью идеологии, пытаясь задушить религию. Но
религия либо принимается душой, либо нет. Она существует в разных формах,
разных вероисповеданиях, она обладает рядом высоких ступеней, и редко кто
доходит до вершины. Религия — мост к вечной жизни, поэтический образ
В.Сидорова: "Мост над пропастью" — это религия. Другим образом может
служить лонжа в цирке, спасающая порой мастеров арены от неминуемой смерти.
Разрушая мост по невежеству или сознательно, люди вредят не только себе, но и
окружающим. "Даже животные, птицы, растения, находящиеся возле них,
непригодны для эволюции", — сказано в "Живой Этике".
Как
же ощутить Бога в себе? Как почувствовать Его в мире? Эти и другие вопросы мы
рассмотрим в главе 2 "Знаки Бытия Божия".