VII. ПРОГРАММА
БЕСЕД С I ПО IV КЛАСС.
А.) Попросите в церквах (синагогах,
мечетях) ноты детских песен о Боге и радости жизни. Научите детей петь не
равнодушно, а с чувством.
Б.) Дайте домашнее задание – прочитать главку из
детской Библии о сотворении мира, о Вавилонской башне, об Аврааме, Исааке,
Якове (Израиле). Что ещё вы хотите предложить детям? Проявите инициативу. На следующем уроке пусть
дети вам расскажут, что запомнили. Пусть дополняют друг друга, это научит их
слушать, думать. Им это нравится.
Б.) Выучите
в классе одно или несколько стихотворений, по 1-2 строки на одно посещение.
Если успеете, можно три – четыре строки. Прочитать выразительно стихотворение
полностью. Затем две строчки повторить несколько раз. Затем повторить их вместе
со всем классом 2-3 раза. Затем по колонкам, без вас дети повторят сами. И,
наконец, они повторяют по одному человеку. Учите их выразительности. Для этого
прежде всего дети должны понимать каждое слово. На это уйдёт много времени.
Важен результат, а не количество стихов.
А.Пушкин
Птичка
В
чужбине свято соблюдаю
Родной
обычай старины:
На
волю птичку выпускаю
При
светлом празднике весны.
Я
стал доступен утешенью;
За
что на Бога мне роптать,
Когда
хоть одному творенью
Я
мог свободу даровать.
(На
Благовещенье 7апреля)
М.Лермонтов
Молитва
В
минуту жизни трудную,
Теснит
ли сердце грусть,
Одну
молитву чудную
Твержу
я наизусть.
Есть
сила благодатная
В
созвучье слов живых,
И
дышит непонятная
Святая
прелесть в них.
С
души как бремя снимется,
Сомненье
далеко,
И
дышится, и плачется
И
так легко-легко.
Федор
Глинка
Если
хочешь жить легко
И
быть к небу близко,
Держи
сердце высоко,
А
голову низко.
С.Есенин
Пасхальный
благовест
Колокол
дремавший
Разбудил
поля,
Улыбнулась
солнцу
Сонная
Земля.
Понеслись
удары
К
синим небесам,
Звонко
раздаётся
Голос
по лесам.
Скрылась
за рекою
Бледная
луна,
Звонко
побежала
Резвая
волна.
Тихая
долина
Отгоняет
сон,
Где-то
за дорогой
Замирает
звон.
К.Фофанов
Под
напев молитв пасхальных
И
под звон колоколов
К
нам летит весна из дальних,
Из
полуденных краёв.
В
зеленеющем уборе
Млеют
тёмные леса,
Небо
блещет, точно море,
Море
— точно небеса.
Сосны
в бархате зелёном,
И
душистая смола
По
чешуйчатым колоннам
янтарями
потекла.
И
в саду у нас сегодня
Я
заметил, как тайком
Похристосовался
ландыш
С
белокрылым мотыльком.
Я.Полонский
Пасхальные
вести
Весть,
что люди стали мучать Бога,
К
нам на север принесли грачи...
Потемнели
хвойные трущобы,
Тихие
заплакали ключи...
И
другие вести, горше первой,
Принесли
скворцы в лесную глушь:
На
кресте распятый, всех прощая,
Умер
Бог, спаситель наших душ.
Третья
весть была необычайна:
Бог
воскрес, и смерть побеждена!
Эту
весть победную примчала
Богом
воскрешённая весна...
И
кругом леса зазеленели,
И
теплом дохнула грудь Земли,
И,
внимая трелям соловьиным,
Ландыши
и розы зацвели.
(Стихи
можно учить в любом классе, и проверять знание их до выпускного экзамена в 9 и
11 кл.)
В.) Во время Великого Поста, перед Пасхой,
в церквах читается молитва Ефрема Сирина:
Господи и Владыка живота моего (т.е.
жизни моей – в переводе со старорусского), дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любви даруй ми, рабу твоему (или рабе твоей).
Ей, Господи царю, даруй ми зрети мои прегрешения
и не осуждати брата моего, Яко благословен еси во веки веков. Аминь. (После
каждой точки — земной поклон)
Это значит: Господин и хозяин жизни
моей, не дай мне стать ленивым, не дай плохого настроения, любви к власти,
первенству, к пустой болтовне.
(Земной поклон: встать на колени, спина
прямая, макушка головы "ловит" Божественный Луч как бы вертикальной
ниточкой. Затем медленно и спокойно коснись головой пола. Подними голову,
выпрями спину, встань с колен.)
Дай мне, слуге твоему, чистоту души и
мыслей, всегда быть в мире, видеть себя таким, какой есть (не лучше других),
дай мне быть терпеливым, не задирой, дай мне любовь Свою и научи меня любить
людей. О Господин и Царь мой, дай мне увидеть всё, что я делаю плохо, не
осуждать других, потому что Ты Свят и славен на вечные времена.
Истинно так.
(Сравните со стихотворением А.Пушкина
"Великопостная молитва". По уровню развития класса эту молитву и
стихи можно учить даже в 6-11 кл.)
Малышам младших классов расскажите, что
к 22/III, т.е. к началу весны и в память 40 мучеников пекут
"жаворонков" — булочки в форме птички с глазками из изюма. Птичка
символизирует дух, изюм — доброе отношение к миру. Пусть запишут рецепт, это,
кстати, может стать диктантом на внимание: диктуйте медленно, очень чётко произнося
все буквы: замесить тесто из муки с дрожжами, разведёнными в чуть теплой воде.
Прибавить сахар, подсолнечное масло, морковный сок, ваниль. Вымесить, дать
подняться, разделить на полоски. Каждую полоску раскатать, чтобы получился
маленький валик. Каждый валик завязать узелком. Один конец чуть сплющить,
подрезать — это хвостик. Другому концу придать форму головки с острым концом —
клювиком. Две изюминки — глаза. Посыпать сахаром, смазать маслом или яйцом, или
крепким чаем. Поставить в духовку.
(Учителю: научитесь дома печь эти
булочки, а в классе нарисуйте, какой узел, какой хвостик, какая головка).
В
IV веке римляне замучили 40 воинов — христиан за то, что они отказались
поклониться языческим богам.
К
празднику Пасхи можно сделать не только куличи, но и сырную пасху: 1 кг.
творога, 1 стакан сахара, 250 гр. масла или маргарина, 250 гр. сметаны, 4
желтка, изюм, ваниль, тёртый миндаль.
Творог
с маслом протереть. Сделать гоголь-моголь. Всё смешать, отцедить через марлю.
Жидкость использовать для супа, а пасху уложить аккуратно на тарелку или блюдо.
За неделю до Пасхи на тарелку насыпать
немного зелени, смешать ее с овсом или пшеничными зёрнами, или семенами цицматы
(кресс-салата). Смесь полить, чтобы она стала, как кашица. Держать в теплой
комнате. Смесь должна быть всегда чуть влажной. Тарелку часто поворачивать,
чтобы трава росла ровно. На траву положить крашеные яйца.
Пасхальные
рецепты других вероисповеданий узнайте у родителей и священнослужителей.
Г) Пасхальные игры.
По наклонной досточке или картонке
катят крашеное яйцо. Внизу — мелкие предметы — подарки. Выигрывает тот предмет,
которого коснулось яйцо.
В саду (доме, квартире, комнате)
взрослые прячут пакетики с яйцом. Дети ищут определенное время (0,5 — 2 мин.).
Выигрывает тот, кто нашёл больше яиц.
Стукнуть концом яйца яйцо соперника.
Если яйцо осталось целым, выиграл.
Д) Если есть время, расскажите, что до
Воскресения Христова святые люди иногда возвращали к жизни умерших людей. Но
это был возврат к временной жизни. На Земле человек всё же умирал. Христос
воскрес навсегда, доказав, что жизнь с Богом, с Любовью и верою в Него сильнее
смерти. После Вознесения Христова люди, умирая на Земле, остаются живыми,:
видят, слышат, движутся (летают без крыльев), но остаются невидимыми. Они
сбрасывают тело, как Василиса Прекрасная сбросила лягушечью кожу. Так из
"куколки" появляется бабочка, из яйца — птичка.
Воскресение Христово обладает тайной:
Христос стал неузнаваем, проходил сквозь стены, исчезал в одном месте и
появлялся в другом, вознёсся на глазах людей, было много свидетелей, поэтому
эту веру ничто не может разрушить.
Ветхозаветная Пасха (Пейсах) — исход,
освобождение от рабства. Во II тыс. до
Р.Х. евреи освободились от египетского рабства. Люди спаслись от своих
мучителей и остались жить на Земле. Им помогал Сам Бог. Он шёл перед ними, как светящееся облако,
указывая путь.
Новозаветная Пасха спасает от ада,
освобождая от грехов (пока снова не нагрешишь).
Пост — не диета. Это отказ от того,
чего хочется больше всего: от еды особенно любимой, от удовольствий,
развлечений. Во время поста душа — хозяин тела, тогда грехи отступают,
развивается воля, душа "учится летать"; тело тянет душу вниз. если
человек не способен поститься.
Поститься и молиться надо спокойно,
незаметно, не привлекая к себе внимания, чтобы не стать лицемером,
притворщиком. Если постящийся пришёл в гости к непостящемуся, и хозяин
обижается, что гость не ест, не обижайте хозяина, поешьте немного. Отделяя себя
от него (“я пощусь, а ты грешник”), вы рискуете навлечь на себя ненависть, т.к.
сатана не дремлет.
(Учителю: не забывайте, что у вас в
младших классах всего 5-10 мин. на беседу. Дайте детям высказаться).
Лучший подарок Богу — жить по Его
закону. Пусть дети найдут в сказках примеры на послушание, на грехи, на
раскаяние.