ГЛАВА 13.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

1.                Человек — должник космоса, должник Господа. Он — ЧАСТЬ космоса, а не "венец творения", не "царь природы"; обладая свободой воли, он может дойти до состояния сильнейшего стремления к подобию Бога, продолжая своё развитие, и до величайшего скотства, когда уже нет спасения. Поэтому человеку надо менять не течения рек, а течение своей жизни.

                   "Образование в точном смысле слова обозначает несение в собственной душе образа Бога", — сказал академик Ф.Я.Шипунов, выступая в московском доме художников в марте 1989г. (там есть магнитофонная запись и брошюра "Для полноценной жизни народа нужны принципы", изданная в Канаде Братством Иова Почаевского).

                   Ни одно истинно религиозное учение не заставляет человека насильно менять свою веру, свой взгляд на мир. Однако и католики, и православные, и мусульмане, и иудеи и даже теперь язычники занимаются подобным насилием, навязывая своё понимание мира. Не учения в этом виновны, а люди. Само Единое учение — это Слово Божье, великий Свет, Беспредельный Ен-Соф. Толкование или жизнь по толкованию — это от людей. Веками верующие всех ветвей религиозного сознания считали грехом толкование Св. Писания и Св. Предания. Но на пороге III тыс. н.э., когда ереси прочно вошли в психику многих, возможно, есть смысл НЕНАЗОЙЛИВО направить душу, ещё не уверовавшую, особенно юную, по новому пути, если она этого ХОЧЕТ. Здесь можно усмотреть противоречие, но дух объединит противоположные суждения в единство. В этом умении — движение души, развитие духа.

2.                В книге много повторений, т.к. мысль, заключенная в одной или нескольких фразах, рассматривается с разных точек зрения; новый, иной ракурс может помочь пониманию конкретной мысли, или расширить мировосприятие или углубить идею. Из всего, сказанного в "Беседах", можно выбрать то, что лектор (учитель) считает наиболее важным, что взволновало именно этого учителя. Если есть время и обоюдное желание лектора и аудитории, можно следовать главам этой книги, но совсем не следует вбивать в головы учащихся то, к чему они равнодушны. "По Лезвию Луча" — не учебник, который мы привычно "разжёвываем и глотаем"; а всего лишь скромное пособие для творчества учителя (лектора) и для общего развития человека.

                   Если неверующий учитель или лектор захочет вести факультатив или урок-беседу (назовите как угодно: "Основы религии" или "История религии" в целом, или по частям, как в данной работе, или “Основы религиоведения”), это преступление перед аудиторией, особенно детской, и перед собственной душой. Верующий должен прежде всего попросить благословения своего духовника или, если нет духовного водителя, у избранного душой священнослужителя. Не торопитесь. Возможно, кто-то из духовных лиц не одобрит эту книгу. Тогда идите путём, предложенным церковью, синагогой, и т.д. Или берите ответственность на себя.

                   Возможно, эта работа покажется эклектичной, однако цель её состоит именно в связи разных человеческих воззрений ради общего вывода о ЕДИНСТВЕ Великого Источника Информации, о Едином для всего человечества Боге, о единстве мифотворческого мышления древнего человечества, ради возвращения "детей" Отцу, ради братства и мира.

                   Данная книга не претендует на полноту исследования или высказывания. Неcкрываемо желание разбудить непроснувшуюся душу, открыть путь к очищению сердца, подтолкнуть мысль к дальнейшему исследованию древних духовных связей наук с Божественным творчеством, оградить человека от дурных поступков. Но на всё воля Божья.

                   При творческом подходе каждого учителя к освещению религиозных проблем приложения, данные в конце, дадут разнообразные возможности. АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН может побудить глубже изучить взгляды конкретных людей, заинтересовать легендами и мифами разных народов; ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ (тематический) поможет усвоить какую-либо мысль или тему; цитаты подкрепят определённую точку зрения и т.д.

                   Не следует навязывать ни своё мнение, ни метод работы ученика с пособием. Здесь имеют значение словесные формулы: "если хотите, используйте..." — возможная формулировка; "используйте то или это" — навязчивая форма высказывания.

                   Если кому-либо понадобится дополнительный материал, его можно искать в публичных, городских, научных и пр. библиотеках, в отделах библиографии сотрудники, возможно, подскажут, где найти новые научные данные. В церквах ту же тему расскажут по-своему. В крайнем случае можно ограничиться этим пособием, не тратя время на то, что ученик может самостоятельно прочитать в обычном учебнике физики, истории, астрономии и т.д. Учебники по любому предмету школьники прочтут сами, дополнят рассказом учителя о том, чего нигде не найдут, почерпнутым из этих "Бесед", старшекласники научатся записывать лекцию, работать с книгой — для учёбы в ВУЗе.

3.                Если историю религии будет вести учитель истории общества, следует учесть, что в данном пособии не указаны ОБЩЕСТВЕННО-исторические события; к сожалению, большинство людей со средним образованием сегодня не знают, что, например, Вавилон и Ассирия вместе — это Аккад, что ныне это территория Ирака. "Это мы не проходили, это нам не задавали". Уроки истории общества, возможно, следует вести с поправкой на это пособие, разногласия творческие полезны. Пусть учащиеся доказывают свою точку зрения. Хотелось бы, чтобы у детей не распадалась связь времён, чтобы возникла ПАНОРАМА развития общечеловеческой культуры, а не разрозненные отрывки знаний, но этого невозможно достигнуть, если беседы о религии будут вестись только в десятом классе один раз в неделю. Это не серьезно, это для "галочки"! При ограниченном времени следует выпустить главы о языческом религиозном развитии отдельных народов и построить свои лекции по истории религии на главах 1, 2, 9 и последующих. Можно выбрать из остальных глав то, что заинтересует самого учителя, это сделает его рассказ живым и эмоциональным.

                   Хотелось бы, чтобы учащиеся вобрали в себя общечеловеческую культуру, и духовную и интеллектуальную, чтобы знали и "Ветхий Завет", и "Новый Завет", и "Коран" и многое другое, о чем рассказано в этой книге.

                   Если в классе большинство составляют атеисты, а сегодня в школах мы наблюдаем именно это, может быть, есть смысл начать разговор в старших классах (чаще всего, факультатив "разрешён верхами" в десятых классах) о культуре, творчестве, о связи вселенной физической с иноматериальными мирами, используя работу Дан. Андреева. Можно напомнить слова Ф.М.Достоевского: "Не менять убеждения — безнравственно". Предметный указатель поможет выбрать тему. Затем из указанных параграфов можно выписать то, что относится к конкретному предмету разговора, к определенному вопросу, а затем постараться вместить все известное, включить сознание; мышление укажет на противоречия и несоответствия, сознание объединит информацию. "Нельзя исследованием найти Бога, но оно помогает идти к Нему", — пишет А.Михалин в журнале "Православная беседа", 2/91.

                   Если школьное расписание позволяет встречаться с десятым классом только раз в неделю, лучше проводить беседы по части I "Основы религии". Если после этого школьники сами захотят продолжения, они имеют право попросить директора школы выделить время для "Истории религии" в 11 классе. Без "Основ" "История" будет непонятна и сведётся к привычному пересказу фактов.

4.                Самое лучшее — начать религиозно-духовное образование в школе с 1 по 4 кл. Малыши могут выучить стихи, где есть слова "Бог", "Рождество", "Пасха". (В других исповеданиях свои главные праздники) Попросите их рассказать, что это значит; узнайте у детей, кто из их родителей верит в Бога, кто бывал в храме, синагоге, мечети, кирхе, костёле, общине, кто смотрел "мультики" и фильмы о Боге; кому родители читают религиозные книжечки, журналы, детскую Библию, нравится ли им это. Почему бы не пойти в церковь, т.е. в дом Божий? Если не хочется, почему? Почитайте им маленькие отрывки из детских изданий Библии (минут 5). А какие пасхальные игры вы знаете? А что едят на Пасху? Христиане и евреи, например, расскажут каждый своё. Вот и узнали дети что-то новое. Некоторые дети, например, говорят, что кулич похож на церковь, особенно, когда один кусочек "как будто дверь" (ворота, вход). А если воткнуть в кулич свечку, похоже на крест. Ограничьтесь рассказами детей, не навязывайте свою позицию. Обязательно связывайте ваши религиозные беседы с сиюминутными событиями в классе. Держите связь с родителями, пусть и они приходят к вам со своими вопросами, не убегайте от них. Поэтому учитель религии не должен быть слишком загружен. В младших классах достаточно приходить на урок РОДНОГО ЯЗЫКА один раз в неделю на 10 минут для беседы и проводить ее вместе с учителем языка или классным руководителем, если они не атеисты. У взрослых тоже могут быть вопросы, совсем не унизительно для любого взрослого задать вопрос в присутствии детей по предмету, который был запрещён около 100 лет. Обсуждайте вопросы вместе с детьми на доступном каждому возрасту языке, и вы заметите, что ученики легче воспринимают то, что взрослому привычно кажется "чепухой".

                   Всегда связывайте детские шалости с понятием о невидимых тёмных ангелах (или бесах, или силах), которые всегда находятся вокруг нас (НЕ ВОКРУГ НИХ!!!) и стараются сделать нас безбожниками, т.к. этого требует от своих подчинённых дьявол. В момент этого объяснения вы должны поставить себя и детей на один уровень: "вот ты озорничаешь, а у кого-то из нас в классе, или, может быть, у меня или даже у самого директора потом заболит голова, твоё озорство унесут бесенята (слуги бабы Яги) к нему в кабинет”. Так малыши начнут понимать, что зло распространяют люди. С первого класса ненавязчиво приучайте их к ответственности за свои поступки, к уважению окружающих, к сдержанности в поведении. “Черти орут и кривляются, а вы хорошие умные дети”, “вы же хотите быть здоровыми, а сатанята все больны, поэтому так  плохо себя ведут”, “в сказках много правды”. Но учитель должен быть готов к детским вопросам и всегда помнить об ответственности.

                   Объясните как можно раньше (в первом или втором классе), что невидимые миры светлых и тёмных ангелов — правда, а не сказка. В 5-м кл. на это объяснение у вас уйдёт гораздо больше времени. Поговорите о правде и сказках: баба Яга такая, какую мы знаем по картинкам — это сказка, но злая НЕВИДИМАЯ и опасная сила — это правда и т.д. Пусть вас не смущает, что понятие о сказке углубляется в программе 5-го класса. В начальной школе вы скажете не так уж много о правде и фантазиях. Детская "фантазия" чаще всего оказывается правдой, которую мы, взрослые, уже не воспринимаем. "Мама, мама, смотри: палка и огонь! — Где? — Да вот же, вот! — Не фантазируй. Идём скорее, мы опаздываем". Для ребёнка этот момент — откровение: оказывается, взрослые не всё видят. Постепенно, если взрослые грубо обрывают детей, они замыкаются, а затем, увы, невидимый мир угасает. Не говорите детям, что они лгут или фантазируют, попросите рассказать подробнее, скажите, что вам очень интересно, это сблизит детей и родителей.“О! баба Яга живёт в этом доме.  – Почему в этом? – А вон там метла на крыше. – Так на всех крышах они есть. -  Как много злых людей! -  Ну, ничего, добрых, все-таки, больше. Дом высокий, людей живёт много, а метла одна. Ну, три. Всё равно хороших больше.” – это диалог матери с четырёхлетним сыном о добре и зле.

                   Если вы хотите преподавать религию, вы обязаны всегда быть сдержанны, приветливы, улыбчивы, вежливы, подтянуты, всегда "в форме", вы должны по-настоящему любить детей. Это всем в школе известно, но встречается редко. В нашем случае это УСЛОВИЕ ПРОФЕССИИ. Если вы по характеру строги, нервны, "взрывчаты" или, наоборот, совсем не требовательны, вы, возможно, прекрасный специалист, но не этого предмета.

                   В 5-6 кл. дети хотят слушать вас весь урок, они вас засыпают вопросами. Но можно ограничиться 20 минутами один раз в неделю на уроке литературы, родного языка или истории, если последний предмет ведётся не вразрез с религией. Филологи могут использовать, например, информацию из главы 4/12 (конец) ч.II. на уроке у пятиклассников при рассказе о поговорках.

                   В эти годы (5-6 кл.) учащиеся уже могут связать всё происходящее в окружающей жизни с состоянием природы (как в творчестве И.Тургенева). Объясните им, что каждый их дурной поступок утяжеляет атмосферу, "портит погоду", что "горячие точки" на планете, войны и так называемые военные конфликты вносят в атмосферу духовный яд, который постепенно распространяется по Земле. Этот яд можно преобразовать только хорошим поведением, умением прощать, чуткостью. А знают ли они, что такое чуткость? Не старайтесь слишком переходить на детский язык, т.к. в результате, даже взрослыми, они будут всё упрощать, даже трудное имя-отчество учителя они переделают. И сегодня это поощряется! "Это им трудно", "они этого не поймут" — так обычно говорят сегодня в школе. Но трудно должно быть вам, а не им. Не надо начинять их знаниями, оторванными от жизни. Можно беседовать на одну и ту же тему с первого до одиннадцатого класса, углубляя её и расширяя новыми понятиями, новыми идеями.

                   В 5-м кл. был такой случай: учитель вошёл в класс, обычно встречавший его криком "Ура". Но в этот раз класс бушевал, вход учителя остался незамеченным. Начать беседу не удавалось. Учитель ПОПРОСИЛ (не потребовал) тишины. Но дети НЕ МОГЛИ успокоиться, что-то их волновало. Как близкий друг, как любящая мать, постепенно, учитель выяснил следующее: на перемене ученица одолжила авторучку ученику, он попользовался ею и передал другому, другой — третьему, третий передал её четвертому со словами "Дарю. Бери". Прозвенел звонок. Девочка бегала по классу в поисках авторучки, класс разделился: одни считали, что надо вернуть ручку ученице, другие, не поняв ситуации, говорили: "но ему же подарили, зачем возвращать ей?". Все кричали, доказывая своё. И учитель, всегда спокойный и тихий, тоже закричал: "Что же вы делаете?!! Мы всего неделю назад говорили о Содоме и Гоморре! Вы что же, хотите, чтобы началась гроза?! Чтобы сгорела школа?! И наш город?!" Класс притих. Все посмотрели в сторону окон — погода была хорошая, но облачная. Воспользовавшись тишиной, учитель объяснил, что четвёртый мальчик — не вор, он просто запутался, кто имеет право дарить, а кто не имеет такого права. Рассказал вновь то, что дети уже знали: мы все произошли от Адама и Евы, а их сотворил Сам Бог. Вор сегодня не может быть Божьим человеком, пока не раскается…и тут ребёнок заплакал. Он сидел на первой парте, и его слёз никто не видел; уже не так шумно, но всё же класс обсуждал, кто прав, кто виноват. Тогда учитель сказал: "Тише, ребята, тише. Рома заплакал (так звали мальчика, который не отдавал ручку владелице). У него заболела душа. Это очень больно, когда болит душа. Посочувствуйте ему". И наступила полная тишина. По глазам было видно, что все вспоминают свои слёзы, свою боль... потом стали поглядывать на мальчика и на девочку. Учитель уговорил их помириться. Урок кончился... и самое главное осталось недосказанным, необсуждённым, — почему молчал третий, тот, который сказал "дарю", тот, из-за которого возникла буря. Потом ситуация не дала учителю возможности вернуться к этому случаю, и на его сердце остался камень, незаконченность беседы долго мучала.

                   Эта ситуация приведена здесь для того, чтобы в похожих случаях не превращать третьего ученика и ему подобных в преступников! Он пошутил, "схохмил" неудачно, урок был сорван, но всё это следовало объяснить так, чтобы озорник ИЗ УВАЖЕНИЯ И ЛЮБВИ к учителю никогда этого не повторил. Любой учитель знает, как это трудно. Потому нужна ежедневная молитва перед уходом на работу. ЭТО ПОМОГАЕТ.

                   Некоторые могут возразить, что учителей в институте не учат психологии, "особым" подходам. Но психология — это наука о душе. Не имеет права учитель вести беседы о религии, если он хоть чуточку не психолог.

5.                На уроках языка основной учитель может выбрать примеры соответствующих грамматических форм из Библии: в 1-4 кл. эти предложения могут быть из детских Библий; в 5-м кл. — из "Ветхого Завета", в 6-м — из "Нового Завета". Соответственно, учитель, ведущий лекции-беседы по религии, избирает темы для 5-6 кл. В 7-м кл. можно найти короткие рассказы о жизни святых, помогут библиографы крупных библиотек; возможно, вам дадут материал в церквах, синагогах, мечетях и т.п. Ищите то, что может быть связано с конкретными характерами и поступками детей вашего класса, но не "тычьте пальцем" в грех конкретного ученика, ведь и вы не святы. В 8-9 кл. либо сделайте перерыв, учитывая переходный возраст учащихся, или расскажите им о Законе Божьем (см. приложения ч. II ). В 10-11 кл. используйте материал этой книги, но заниматься надо два раза в неделю или один сдвоенный урок как минимум. Не стремитесь рассказать ВСЁ, что вы запомните. В каждом классе работа может вестись по-разному. Используйте тематический указатель творчески. Если вы и ваши ученики внимательны, они могут заметить пробелы в тематическом указателе. Их открытие можно обсудить, действительно ли в указателе не всё отмечено. Это будет их первым научным опытом, конечно, интеллектуальным, но всему своё время. В какой-то момент указатель, возможно, нужен УЧИТЕЛЮ для выбора темы при домашней подготовке к уроку. Возможно, указатель поможет УЧАЩИМСЯ, когда вы предложите кому-то из них провести беседу вместо вас, но в вашем присутствии, на какую-нибудь тему. При этом обращайте главное внимание на заинтересованность выступающего, на эмоциональность его беседы, на включённость класса, на искренность. А вы затем можете дополнить обсуждаемое, дать теме новый поворот и т.д. Может быть, имеет смысл попросить учащихся объяснить значение непонятных слов, нигде в книге не объяснённых. Это заставит читать внимательно, неоднократно. Возможно, это нужно и учителю: апломб, парадокс, амбициозность и т.д. Ведь так часто мы понимаем смысл слов, фраз, целой мысли, но внятно объяснить не можем. Есть словари и энциклопедии в библиотеках, приучайте школьников работать с книгой.

                   Желательно, чтобы в беседах шло параллельное объяснение языческой и христианской точек зрения, иудейской и христианской, мусульманской и иудейской, христианской и мусульманской и т.д. Не "лучше" и "хуже", а просто иное понимание. Но главный акцент ставьте на общем в разных конфессиях.

                   Можно в какой-то подходящий момент предложить учащимся высказать своё мнение по поводу столкновения двух людских потоков, из туннеля и с висячего моста над пропастью (в главе "Мусульманство"). Об этом, вероятно, легче говорить специалисту-филологу. В чём мистерия жизни? Видят ли её дети? А вы сами видите? Если не находите слов, не можете живо и сочувственно объяснить, чему учит сама жизнь, само это ужасное событие, тогда просто пропустите этот рассказ Вам  придётся многое пропустить, очень многое, но вы сами должны знать намного больше, чем дети.

        Чему может научить такое страшное событие? Не допускайте цинизма в ответах. Дайте им высказаться даже косноязычно, НО ИСКРЕННЕ. Пророк Моисей тоже не умел хорошо высказать свои мысли, хотя был очень образован. В каком классе вы считаете нужным говорить об этом? (Только не по национальному составу класса) Может быть, с разными возрастными группами, но по-разному?

                   Можно предложить диспут о выборе религиозного пути; (жизненного пути), найти нужные параграфы, выписать соответствующие тексты, сравнить со своей точкой зрения; доказать, какое из направлений религии — самое важное ДЛЯ ДУШИ ДАННОГО, КОНКРЕТНОГО УЧЕНИКА. Почему? Однако следите, чтобы не возникала подмена понятий, учащиеся легко могут встать на путь софистики, если их души будут заняты самоутверждением, а не стремлением к истине. Не ставьте отметок в журнале. Ваш предмет — не для оценок. Научите уважать чужое мнение.

       Попробуйте провести в классе выпускников диспут СОФИСТОВ и поймёте не только уровень их эрудиции, но и внимательность, умение слушать друг друга.

6.                Постарайтесь выработать в учениках мягкость суждений: "я ПРЕДПОЛАГАЮ, что...", "мне КАЖЕТСЯ, что...", "ПОЖАЛУЙ, это так, а не иначе". Возражающие не должны вступать в жаркий спор, объясните позже, почему огонь споров нежелателен, (вы сами это уже хорошо уяснили?) иное мнение должно быть высказано достойно, так же мягко, как высказывался оппонент, с уважением к чужому мнению. Мягко, но эмоционально, искренне. Ваша цель — не допускать хамство в душу учащихся — это вполне религиозная цель. Духовный смысл огня споров вы уже усвоили, пока готовились взять на себя труд вести религиозные беседы. (В среднем, пожалуй, достаточно двух лет, чтобы свободно владеть материалом).

                   Ситуация, в которой взрослый человек должен выбирать одну из нескольких точек зрения, встречается на каждом шагу. Как оценить индивидуальность Павла I, императора русского? Западный мир называл его "русским Гамлетом", а "совки" считали его "солдафоном". Что собой представлял Азеф? Шпион? Доносчик? И человек, уважаемый Лениным. Каковы характеры Лермонтова, матери Тургенева, Маяковского? Мы красили одной черной или белой краской. Это результат идеологизированной, интеллектуальной, но бездуховной науки. "История всегда будет лгать" (Б.Шоу). Людям, менее учёным, приходится принимать "научную" информацию либо НА ВЕРУ (кого больше уважаю, тот и прав), либо ПО УСТАНОВКЕ (религиозной, политической), но не по истине, которая остаётся скрытой без внутреннего света духа.

7.                                        В японской мифологии миф переплетается со сказкой. В сказке об Урасиме из Мидзуноэ (см. "Мифологии древнего мира" пер. с англ. М., 1977, с.423-424) обращают на себя внимание две любопытные детали: 1) Чтобы перейти из одного мира в другой, надо закрыть глаза. Так в сказке. В духовной древней науке, чтобы увидеть иные миры, надо "погасить впечатления и образы этого мира". Этой информацией пользуются современные экстрасенсы. Чтобы увидеть ауру человека, а тем более что-либо запредельное, надо "избавиться" от внешнего зрения, "закрыть глаза", не замечать физических предметов, смотреть как бы сквозь них.

                   2) Герой сказки сначала умирает, затем кожа его покрывается морщинами, а волосы седеют. Эта деталь как будто взята из современной ядерной физики, где причина и следствие "меняются местами". И мистические глубинные чувства и изменение причинно-следственных связей помогают душе ориентироваться после смерти.

8.                Но вера в силу духов и существ, с которыми нас может связать НЕЧИСТАЯ мистика, без чёткой направленности души и духа к Единому Господу, очень опасна, т.к. может увести в адские сферы. Возможно, воспитывая в школьниках глубокую внутреннюю культуру, есть смысл рассказать этот миф и дать комментарии на уроке физики, если факультатив ведёт физик. В каком классе и на каком уроке, учитель решит сам; если он — классный руководитель, то, может быть, на перемене, или после уроков, или во время факультативных отдельных уроков или на прогулке. Кстати, в старших классах урок религии должен быть последним, чтобы старшеклассники посещали или не посещали факультатив по своему выбору, без всякого нажима со стороны старших.

9.                Люди развиваются по-разному — банальная истина, но именно поэтому на                                                                                                     Земле много вероисповеданий, одни люди нуждаются в большой глубине, другим нужна ясность и чёткость мысли, чтобы не задумываться, а жить "по рецепту". Третьи анархичны. Каждому Господь даёт по его сознанию. Главное для любой веры — осознать святость чистой жизни в любом ее проявлении: в поступках, желаниях и мыслях; прожить внутренне и понять, что даёт душе чувство искреннего раскаяния, а тем более — церковного покаяния и причащения; научиться постоянно молиться: перед сном (даже в постели), утром, по дороге в школу (на работу), при любом ручном труде, в транспорте, в очереди — везде. МОЛИТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ — это незабываемая мысль о том, что рядом с тобой всегда находится существо великой Божественной Иерархии (ангел-хранитель), которое тебе поможет, если ты сам не оттолкнёшь его гордостью, страстями, хамством, легкомыслием и душевной пустотой.

                   Присутствие молитвенного состояния всегда чувствуется сердцем, это реальное чувство, которое одним кажется "потеплением", другие говорят: "омылось сердце", здесь ничего не надо воображать, придумывать, чувство, повторяю, РЕАЛЬНО, если оно есть. Г.Сковорода призывал уйти из "пустоши" мирской жизни в "сердечные пещеры".

10.              Когда мы говорим о "памяти сердца", о "сердечном уме", эти термины не имеют прямого отношения к физическому сердцу, хотя оно ни в коем случае не является "насосом" для разгона крови по кругам, это должны, наконец, понять учителя-биологи. Отстаёт наука! Это надо принять сердцем (душой) и не вдалбливать в головы учеников сатанинские (вульгарно-материалистические) знания. Самое правильное рассказать две точки зрения. Можно вспомнить, что мышцы, гладкие и полосатые, обладают разными возможностями, что сердце "полосатое", а следовательно, управляемо. Другое дело, что большинство людей не владеет сегодня своим сердцем. Но всему своё время. Телевидение показывало старого йога с внешностью тридцатипятилетнего здорового и сильного человека, на которого наехал по его просьбе грузовик! Когда водитель с глазами, полными страха, дал задний ход, йог вскочил с легкостью юноши. К его обнажённой спине прилипли травинки. Сердце билось в обычном ритме.

                   Итак, попробуем воспитывать сердечного человека, который поймёт (прочувствует), что такое память сердца и сердечный ум. У Стефана Цвейга есть роман "Нетерпение сердца". Присутствует ли у героини сердечный ум? Это понятие духовное, возможно ли нетерпение в духе? Об этом должен подумать сначала учитель. Узнать мнение священнослужителя, но не вдалбливать свою точку зрения в детские души. Есть ли память сердца у героини романа Брюсова "Огненный ангел"? Или произошла подмена? Может быть, сердечная память пришла позже? В какой момент? Думайте не спеша. Ваша душа должна родить в себе дух, это не просто.

                   Короткая молитва в 1-4 кл. перед началом урока, или в конце, на уроках рисования или, чуть старше, на уроках ручного труда приучит к дисциплине, снимет излишнюю эмоциональность. В 5-6 кл. может научить искреннему чувству, если искреннен учитель, стоящий перед детьми и молча, сосредоточенно и не спеша произносящий молитву. Искренность чувства видна в глазах: они не "бродят" по классу, не "застревают" на потолке, не глядят в окно, они как бы обращены внутрь, в глубину своей души.

                   Если я сама буду так молиться, как же за детьми уследить?

                   — Сначала научитесь этому сами, а дальше поймёте, что Бог даёт вам эту возможность, если вы искренне проживаете молчаливые секунды молитвы.

                   С 6-го кл. дети сами решают молиться им или нет. В 5-7 кл. ПОПРОСИТЕ тех, кто оторван от религиозности, не мешать другим, не торопить их, не смеяться над ними. Постепенно это приведёт к уважению и вниманию к людям. Если вы видите, что кто-то слишком долго молится, затягивая время, шопотом объясните, что наша школьная молитва — короткая.

11.                                   Еще одна параллель науки с древней информацией: в постоянном магнитном поле начинается вращение магнитного волчка (вихрь). В науке это явление называется прецессией... Запомнили? Поняли? Читаем дальше. Психика (работа души) напоминает магнит, образованный из двух полюсов... (первая информация — из области физики, вторая — из психологии). Значит, психика человека находится в  энергетическом поле, и это поле в наших глубинах. Нервные центры человека (лотосы,чакры) начинают своё вращение с развитием психики. Понятия “психика” и “душа” равны… Теперь вспомните, сколько людей отрицают существование души в теле.

                   Из древних (языческих) записей: душа после смерти попадает в один из двух "потусторонних" вихрей (воронок); одна воронка направлена вверх и выталкивает душу в незримые высоты; другая воронка смотрит вниз; всасывая душу, как магнит, она заставляет её томиться жаждой возврата на Землю. По нашей вере душа направляется в ту или иную воронку.

                   Итак, постараемся научить детей ИСТИННОЙ свободе выбора, дающей простор морали и нравственности.

                   В 4-5 кл. ребёнок вполне способен прислушиваться к своей совести и сдержать озорство, шалость в общественных местах . Это воспитывает волю, если вы ему объясните ласково, с любовью, что совесть — это голос Божий. Окрик ("Совесть у тебя есть?!", "Где твоя совесть, в кармане?!") не поможет. На грубость вы получите в ответ то же самое. Не пользуйтесь тем, что в 5-м кл. дети ещё не смеют вам возразить. Они вас возненавидят, а это значит, что преподавать  вы не умеете.

                   Не следует допускать своеволия детей, надо переключить их внимание, открыть иной путь выявления их внезапных желаний, но не насилием! Не грубостью! ТОЛЬКО ЛЮБОВЬЮ! Это ОЧЕНЬ трудно. Здесь помогут ваши ДОМАШНИЕ молитвы, если вы дома С ЛЮБОВЬЮ ВСПОМИНАЕТЕ озорников. Но если вы вспоминаете о них дома и обсуждаете в учительской с возмущением и злостью — держитесь. Озорник станет ещё хуже — мысль передаётся! Эмоция — тем более. Посетите храм, побеседуйте с духовником, попросите помочь вам его молитвой, закажите молебен, вам в храме всё объяснят.

12.              Ещё не умея ходить и говорить, малыш уже сердится, упрямится, завидует, присваивает чужое — это осталось в человеке со времени осквернения его природы первогрехом, со времени дьявольского искушения и изгнания из рая. Мы — взрослые — обычно говорим: "ничего, вырастет — поймёт". Более того, многие из нас учат своих детей ругаться ("у него так смешно получается"), бить ручонкой взрослых, съедать все конфеты из стоящей на столе коробки, всё хватать и не отдавать ("учись жить"), бегать по чужой квартире, как по своей ("он же маленький"), родители поднимают в транспорте стариков, чтобы усадить ребёнка (и заодно сесть самим). Мы забываем, что дети ЗАПОМИНАЮТ слова и поступки взрослых, это входит в их душу неосознанно. В присутствии детей мы в разговорах и в действиях проявляем безнравственность и аморальность ("да он ничего ещё не понимает!"), а потом удивляемся, почему у нас вырос такой равнодушный, циничный, "ужасный" человек. Мы возмущаемся на улице, видя, как кто-то делает лёгкое замечание чужому ребенку, но спокойно проходим мимо избиения родителями их собственного сына или дочери. Мы выстроили всё, что видим вокруг, "своими руками", однако виним в происходящем всех, но только не себя. Мы не умеем любить наших детей! Есть две крайности: либо равнодушие, хамство и жестокость ("я ей всю жизнь отдала, а она..."), либо закармливание, выполнение всех прихотей, сюсюканье, а чуть позже — "я боюсь её, что-то в ней злое".

                   Расцвет хамства — признак страшного конца, настоящей смерти, отсутствия возможности вечной благодати. "По вкусу сердца будет назначаться следующая обитель", — писал Феофан Затворник.

                   Надо следить за пробуждением в ребёнке воображения и памяти, чтобы его чувства получили впечатления от священных предметов в храме и дома: от икон, света лампады и свечей, священных песнопений, храмового одеяния священнослужителей. "Красотка Барби" с ее кукольными нарядами, машинами и мебелью, ее дороговизна и недоступность для любого ребёнка развращают и тех, кто владеет этой куклой, и тех, кто не может получить ее. "Миллионерша" (по нашим возможностям сегодня) воспитывает не воображение, а зависть, стремление заполучить сначала куклу, а позднее — такие же дорогие одежду, мебель и прочее. Воспитывайте терпение, милосердие и уступчивость, научите детей отдавать, а не брать, отдавать нищим те деньги, которые им дают родители на мороженое и "Сникерс".

                   — А если нищий — пьяница?

                   — Ваше дело подать ему сколько-нибудь, а на что он потратит — его дело. Разумеется, если рядом стоят двое нищих, один из которых — пьяница, то лучше подать милостыню другому.

                   — А если нищий — хам? Есть ведь и такие.

                   — Не подавайте.

13.              В младших   и средних классах некоторые дети явственно чувствуют благоговение к некоторым учителям, хотя и не могут рассказать о своих чувствах. Постарайтесь связать моменты проявления этого чувства с понятием о Страхе Божьем. Школьник из благоговения перед учителем всегда учит урок по его предмету. Он "боится" получить плохую оценку не в журнале, а в глазах любимого человека. Благоговение преобразуется в Страх Божий. Если вы уловите моменты благоговения, (не обязательно к вам, не завидуйте), вы постепенно воспитаете в ребёнке разум. Но будьте чутки, нельзя сказать ученице “я знаю, ты влюблена в Марию Ивановну”, не вызывайте смятения в душе, ребёнок сам ещё не понимает своего чувства.

                   Страх Божий, воспитание разума, совесть, воспитание воли, молитва, воспитание чувств — всё это постепенно пробуждает дух уже в старших классах. Такой метод предлагает А.Кураев.

                   Умение признать свою ошибку, в классе, вслух, или только учителю, или только родителю, одному старшему или множеству людей сказать: "я это плохо сделал", "у меня так нехорошо получилось", или просто, но ИСКРЕННЕ, — это очень важно! — "извини",— постепенно выработает совестливость и сознательность. Один первоклассник сказал матери: "я так хочу быть хорошим, а из меня плохишки лезут". Это первый опыт покаяния.

                   Ужасно, но сегодня учителя не умеют извиняться перед детьми искренне, не находят повода! В лучшем случае, чтобы получить побыстрее булочку в буфете или книгу в библиотеке без очереди (есть такое право у воспитателей), преподаватель формально (это чувствуется!) проговаривает: "извините, я тороплюсь". Но дети видят, что никуда он не торопится, а тут же спокойно беседует с другим учителем о новой шубе третьего наставника. Так мы воспитываем  лицемерие.

                   Благородство — не в словах, а в поступках. Это, конечно, все знают, но почему, почему в школе об этом забывают?! Почему детям хамят? "Закрыли рты!" — это из телепередачи о хорошей школе. И никто не замечает грубости этих слов. "Чем раньше возникает привычка молиться и Страх Божий, тем прочнее благочестие", — говорят священнослужители любого направления веры. Значит, хамство может возникнуть и от безверия. (Вы помните, что такое Страх Божий? Если не усвоили, вернитесь к нужным параграфам по указателю.)

14.              Важно с детства приучать к посту (преобразовывать себя, взрослого, никогда не поздно), хотя бы к Великому (перед Пасхой) и к Рождественскому, если дети — христиане или им "всё равно, лишь бы верить". Пост — не диета. Он должен быть сознательным. Следует понять, что пост очищает душу и тело от ядовитых отложений дурных мыслей, чувств и поступков и от животной пищи, в которой тоже остаётся духовный яд, особенно яд ужаса перед убийством, поскольку в СНГ не умеют забить животное мгновенно, а приближение смерти оно чувствует ярче, чем человек. Есть и другие духовные яды в животной пище. Однако пост, прежде всего — ограничение желаний, страстей. Реже смотрите телевизор, реже ходите в гости, реже болтайте с соседями. Бросьте курить, пить, пользоваться наркотиками — это иногда лучше, чем не есть мясо. Это НАСТОЯЩИЙ ПОДВИГ, если удастся. Совсем не нужно переходить на хлеб и воду, ограничьте себя В ТОМ, ЧЕГО БОЛЬШЕ ХОЧЕТСЯ. Не рассказывайте грязные анекдоты, не ругайтесь, не поминайте чёрта хотя бы в дни поста. Если это не удаётся, обязательно пойдите на исповедь. Можно узнать дни, в которые иудейский, христианский и мусульманский пост встречаются во времени. Используйте эти дни для истинной дружбы народов. Дети любого вероисповедания объединятся в любви к Богу. ОН ОДИН У ВСЕХ.

                   От первогреха расползлось желание трактовать высокую идею по-своему, кому как взбредёт в голову. Дьявол поощряет это, запутывая людей, предлагая им "неразрешимые" вопросы, которые человек воспринимает, как свою оригинальную и остроумную мысль. Эту мысль он обсуждает с друзьями, даже записывает, кто-то читает, и дьявольские мысли входят в души людей.

                   "Может ли Бог создать такой камень, который Сам не сможет поднять?" Бог не занимается глупостями. Мир сотворён в 6 дней прекрасным и совершенным. Когда человек отвернулся от Господа в раю, весь мир изменился в худшую сторону в связи с желанием человека. Рядом с падшей душой эволюция уже невозможна. По своей ограниченности, иногда даже тупости, человек, возможно, создаст такой камень, при попустительстве Божьем, надорвётся и будет раздавлен. Похоже, водородная бомба может стать таким камнем. Или биологическая война.

15.                Школы многонациональны. Учащиеся должны выйти в жизнь с пониманием неповторимости каждой национальности, каждого народа. Никто не должен терять свою внутреннюю культуру, своё истинное национальное достоинство, но не спесь. Общечеловеческая культура на планете составляется из "экстракта" культур всех народов. Но возведение границ, разделы, все обособления, любая агрессия не исходят из Божественных энергий. Ёмко и коротко сказал  писатель Михаил Задорнов: “Цивилизация может быть агрессивной, культура – никогда”.

                   Если современный философ с учёной степенью предлагает "выработать(!) своего, общенационального Бога" — это невежество; если народ, к которому обращена статья, легко внушаем, это опасный момент для государства в целом и для будущего людей, составляющих это государство. "Дурные мысли — источник многих болезней, — сказано в книге "Сердце" из цикла "Живая Этика". — Не только болезни сердца, мозга, психики, но и большинство желудочных и кожных заболеваний — последствие разрушительных дурных мыслей. Так могут передаваться заразные болезни. Это не самовнушение. Некоторые непроизвольно распространяют заразу, не поддаваясь ей сами. Древние люди знали об этом... потом забыли... исследуйте..."

                   Большие группы людей в последнее время много говорят о понятии "интеллигентность", видя в этом слове нечто внешнее: одежда, чистая квартира с дорогим ремонтом и дорогой мебелью, много книг, расставленных по красивым корешкам за стеклом, часто ни разу не прочитанные... Академик Д.С.Лихачёв в статье "Лики слова" в "Литературной газете", (1/84, 25янв., с.7,) писал, что подлинная интеллигентность не в том, чтобы "жадно схватить редкую книгу, а в том, чтобы воздержаться от её приобретения, если знаешь, что для другого она нужнее, а для тебя, в лучшем случае, книга на одно прочтение. Интеллигентность — это повышенная восприимчивость к культуре, искусству, деликатность по отношению к другим людям, принципиальность... интернационализм. Я убеждён, что национальное в его лучших проявлениях сохранится всегда. Но это не исключает подлинного интернационализма, который заключается в отсутствии национальной спеси... Слово "интеллигенция" обладает нравственным значением. Жизнь интеллигента осмысленна. Над смыслом её он задумывается всю жизнь, не считая, что ответ найден раз и навсегда".

                   Н.К.Рерих в книге "О вечном" пишет: "расцвет интеллектуальности — признак вырождения". Обратите внимание: интеллектуальность и интеллигентность — совершенно разные понятия.

                   — "Живая Этика" — это одна книга?

                   — Это одно учение, состоящее из ряда книг: "Листы сада Мории." ("Зов" и "Озарение"), "Община", "Агни-йога", "Беспредельность" (две части), "Иерархия", "Сердце", "Мир Огненный" (три части), "Аум", "Братство".

                   — "Община" написана коммунистами.

                   — Вы читали плохой перевод, возможно, в журнале "Трезвость и культура". Есть перевод, проверенный Е.И. Рерих. Он производит другое впечатление.

                   Декалог и Законы Моисея — одно и то же?

                   — Декалог — это первые десять Заповедей Божьих, записанных Моисеем на горе Синай. Христиане считают, что они имеют вечное значение, и на Земле и за гробом. Всего же Моисей записал 613 заповедей, по которым жил в древности народ Израиля.

                   Итак, по Бернарду Шоу, история (общества) всегда будет лгать. Не лжёт один лишь Бог. Слово Его звучит в каждом явлении жизни. Понять, истолковать жизнь можно только благодатью Св. Духа. Да снизойдет она к людям.

 

           

       Вернуться к оглавлению

       Назад

       Вперёд



Hosted by uCoz