ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ.

 

 

"О каком братстве можно говорить,

когда утрачен общий Отец?"

прот. Александр Мень.

 

 

 

 

 

 

    ГЛАВА 1. ВВОДНАЯ.

 

1.                                        Мы уже знаем, что религиозность — это мировоззрение, в основе которого — Бог. При этом все чувства, восприятия и ощущения мира базируются на главном: на вере в существование Единого Господа. Religio в переводе с латыни – связь, связь с Богом. Религиозное мышление и духовная наука опираются на вечные истины и не связывают себя с изменчивой идеологией.

       В "лаборатории" каждой души протекает духовный опыт. Его трудно прожить, чётко осознавая, что именно происходит в тебе в данный момент. Тем более трудно ПОВТОРИТЬ духовный опыт. В духовной науке опыты проверяются не только и не столько повторением одного опыта одним человеком, сколько опытами множества людей, прошедших через одинаковые состояния при определённых условиях. Если несколько человек, не знакомых и не связанных между собой, пережили в душе одно и то же, если результат их переживания оказался одинаковым, в духовной науке сделан очередной шаг. Несомненно доказана возможность реальной встречи с Христом в душевном мире, возможность общения между близкими душами. Эгоизм и развитый интеллект подавляют эту возможность.

2.                Мы переходим к рассмотрению истории религии.  Для иудеев и мусульман религия — это традиция, строгое выполнение законов, обрядов. Для язычников — это связь с духами, существами, стихиями, это вера в силу амулета, талисмана, нелепая вера в идол — вещь, сделанную руками человека, это исполнение ритуала. Христиане связуют себя с Господом в молитве и посте, в крещении, покаянии и причащении, т.е. в таинствах. Но что такое история?

                   — История — это наука. Нам говорили в школе, что религия — опиум для затуманивания мозгов, ее придумали всякие рабовладельцы и властители и подчинили себе людей.

                   — Нет. Религия возникла до того, как в мире появилось общество. "Всяких рабовладельцев" тогда ещё не было, это первое. А во-вторых, возникает вопрос: почему религию изгоняли из СССР в течение семидесяти лет, если она подчиняет людей? Называть людей "винтиками социалистической системы" значит лишать их индивидуальности, превращать в бессмысленных рабов, ведь винтик — не самостоятельное существо. Как бы ни скрывали коммунистические правители свои истинные цели, они не стали бы вредить себе. И если бы религия подчиняла, они не уничтожали бы храмы и монастыри, не убивали верующих и духовенство. (Не забывайте также, что русское христианство  не выступает против господствующей власти.) Поэтому атеистические выпады несостоятельны. Религия освобождает, а не подчиняет, религиозный дух нельзя подавить, и именно это пугает сатанистов, стремящихся к полной власти над оболваненным народом.

                   История — прежде всего процесс. Процесс развития. Есть история общества, т.е. процесс развития общества, есть история литературы, история книги, история церкви, история науки и т.д. История общества, называемая сегодня одним словом "история", превратилась в перечисление дат и событий; причинно-следственные связи, рассматриваемые с идеологических позиций, подчас пробрасываемые наспех, не дают целой панорамы человеческого мирового сообщества. На вопрос: "Что такое история?" — обычные люди (не историки) отвечают: "Ну, это знания. Знания — это хорошо. Культуру повышают". Увы, не культуру, а интеллект, да и то не часто. Постарайтесь понять, что история религии – это процесс развития духовной связи души с Богом. Душа взрослеет, и связь видоизменяется.

3.                Любая наука, изучаемая в школе, будь то математика или география, химия или естествознание, должна прежде всего утверждать в душах учеников образ мира, мировоззрение, соединить видимое и невидимое, материальное и духовное, а не воспитывать людей, которые, по словам Козьмы Пруткова, "подобны колбасам: чем их начинят, то они и носят в себе". И "зрелый" выпускник сегодня не знает, что ботаника, зоология, биология, анатомия и пр. — это части одной науки - естествознания; что истории человечества не может быть пять тыс. лет, если по самым скромным подсчётам кроманьонец жил миллион лет назад; ныне воспитано поколение, способное на центральной площади города возвести на пьедестал земной шар и на нём — географический контур одной конкретной территории, изображённой в несоразмерно огромном масштабе. (О таком памятнике, установленном в одной из среднеазиатских республик, сообщило в конце тысячелетия центральное телевидение России).

       Несостоятельно общество, восторгающееся этим памятником, как символом свободы, несостоятельно школьное образование, несостоятельна история общества, так нелепо отразившаяся в душах людей. "Винтики" внезапно превратились в гигантов, попирающих планету. Так неожиданно сказался результат коммунистического воспитания, так проявилось понимание собственной значимости.

                   История религии — это процесс развития СВЯЗИ с Богом, процесс развития человеческого сознания, поскольку связь с Богом возникает не во внешнем мире. Этот процесс начался для человечества с момента сотворения и не закончится никогда. Уйдут с Земли люди, исчезнет планета, изменится Вселенная, но сознание в духе будет развиваться, стремясь подняться к Божественному уровню и оттуда, с Немыслимых Высот, помогать отставшим. Поэтому на Земле есть только одна религия, а все вероисповедания – разные её восприятия, разное понимание из-за разного образа мира в душах людей.

                   Следует вспомнить, что главное в сознании — не логика, а глубинные процессы.  (Мы говорили об этом в первой части книги.) Именно они отличают человека от робота. Эти глубинные процессы невозможно ввести в компьютер, их творческая природа исследуется, но не исследована и по сей день не понята.

       История религии началась до явления человека в физический мир, до возникновения физического мира. Личность Адама в раю была высоко сознательной до грехопадения, человек был совершенным, как творение Божье. Ангелы явились в мир ещё раньше и безусловно были и будут связаны с Богом.

4.                Обращает на себя внимание Силурийский период развития Земли. В этом периоде геологи различали отдельные эпохи, одна из которых называлась Готландий, смысловое значение этого слова — Божья Земля. Конечно, можно возразить, что в те времена человека не было, и поэтому слово "Готландий" не может указывать на начало человеческой жизни во времени. Но на Божьей Земле и не могло быть ФИЗИЧЕСКОГО (в нашем понимании) человека, не было “человеческого” времени в привычном для нас смысле, поскольку Царство Божье — не от мира сего, а Адам творился, но ещё не был сотворён.

                   Рай был иноматериальным невидимым миром, как бы связывающим Царство Небесное с уже существовавшей во времени и пространстве Землёй (физической). Невидимый прекрасный рай пронизывал всю планету. ИДЕЯ Адама и Евы уже существовала в Силуре. Этот геологический период — шестой. Человек, по "Ветхому Завету", создан Богом в шестой день. Первый "день" — докембрий, второй — протерозой; третий — рифей (и венд); четвертый — ордовик; пятый — силур; шестой — готландий. Любой пятиклассник найдёт здесь соответствие и несоответствие с учебником географии

                   Во времена силурийского периода в душевном мире, по каббалистическому учению, является Адам Кадмон, т.е. проточеловек, нетленный, подобный Богу. Адам Кадмон — Божественная идея. Чтобы интеллект и рассудок не потеряли привычную почву под ногами, можно некоторое время опираться на геологические периоды развития Земли. Однако по Лезвию Луча с таким пониманием не пройти, объяснение это слишком грубое и примитивное. Слово “Готландий” предлагается, как символ, расширяющий наше сознание. Вы увидите, как в зависимости от установки души меняется результат обсуждения геологических периодов и понятия  готландий”.

                   Рождение и жизнь видимой и материальной Вселенной в индийском вероучении объясняется "Дыханием Брамы", выдох-вдох Бога — это расширение и сжатие Вселенной, от точки до бесконечно большого пространства, по человеческим понятиям, и затем постепенное сжатие пространства опять в точку; исчезнет наша Вселенная, где-то появится новая, их множество. Всё это происходит в физическом пространстве, во времени, в космосе. "Дыхание Брамы" — это грандиозное явление высшей природы.

                   Планете приблизительно пять миллиардов лет, Вселенной — 15 млрд. Творчество Божье - ВНЕ  времени, оно в Вечности. Рождается идея, она должна созреть, затем перейти из духовного мира в душевный, обрести образ. "Образовавшаяся" идея затем ПРОЯВЛЯЕТСЯ как физическая материя, и, наконец, ПОЯВЛЯЕТСЯ в видимом ДЛЯ ВСЕХ качестве.  Процесс этот постепенный. Одна идея, предположим, уже материализовалась, другая "образовалась" в душевном мире, третья создаётся в духе, четвертая только замышляется в глубинах интуиции и т.д.

       Антропософы утверждают, что ОБРАЗ Адама Кадмона — двенадцать зодиакальных созвездий, весь Зодиак.

       Астрологи говорят, что ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ Божье записано, закодировано в зодиакальных звёздах, т.е. в гороскопе каждого человека, а СВОБОДНАЯ ВОЛЯ, дарованная людям, может, как и в других случаях, ВЛИЯТЬ на предопределённое. (“Кому суждено утонуть, не повесится”, но можно утонуть в море и можно захлебнуться глотком воды из стакана или умереть от водянки)

                   Ко времени возникновения человека пять идей уже материализовались, уже была Земля, как физическое тело, небо, вода и суша, растения, солнце, луна и звезды, некоторые формы животных, прошло "пять дней", на Земле прошло приблизительно 4 млрд. лет, для Вечности это мгновение. Идея создания человека "созрела". Теперь человек был создан в Эдеме (раю) из земного, но чистого безгрешного вещества иноматериального рая. Господь вводил совершенного человека в жизнь. Таким образом, ПО ЗЕМНЫМ ГРУБЕЙШИМ ПОДСЧЕТАМ, Адам и Ева жили в раю около 300 млн. лет, поэтому их нельзя назвать "младенцами, которых Бог оставил, ушёл отдыхать, когда к ним подступил Змей". Именно это говорят на своих лекциях служители некоторых протестантских общин.

                   Когда же Адам появился реально?

                   — Во времени и пространстве физического мира жизнь как раз нереальна. Реальность — в духе. Но, к сожалению, понять это трудно, слишком долго нам внушали, что физический мир, могила и распад — единственная реальность. Однако усвоившие первую часть наших бесед уже могут понять, что внушение подобных суждений выгодно и необходимо сатане.

                   — Как Адам был создан из праха, т.е. из материальных элементов, если тогда физического мира ещё не существовало?

                   — Физический мир существовал, т.к. человек был создан в шестой день Творения Земли, а не в первый. Рай находился не в таком грубоматериальном состоянии, как наш сегодняшний мир. Он был “тоньше”, как принято говорить о мирах  души и духа. И материальные элементы были иными. Сравните атомную и ядерную физику. Они существенно различаются. А физика клетки? А физика целого мыслящего существа? Чем сложнее система, тем больше в ней связей, тем плотнее они. Поэтому, когда мы говорим о создании Адама из праха, мы имеем в виду материальные элементы, ещё не “уплотнившиеся”, как бы “облачные”.

       Более 5 млн. лет назад, говорят некоторые учёные, человек физический уже существовал. Но не все учёные принимают эту цифру, некоторые считают, что человек явился более 3 млн. лет назад. Еще полвека назад правильной считалась цифра 1 млн. лет назад.

       Теософы и антропософы утверждают, что 12 — 13 тыс. лет назад существовала Атлантида. При ней и до нее 26 тыс. лет жили в Индийском океане на своей территории лемурийцы, их земля называлась Лемурией. Если искать сходство человека с представителями животного мира, то не человекообразные обезьяны, а лемуры и кинкажу в наибольшей степени отражают наше прошлое, обладая трогательностью, чистотой пытливого взгляда, впитывающего внешний мир, созерцательностью и некоторыми внешними чертами. Так выглядит модель существа в Канадском Национальном музее природы. Модель показывает, как мог выглядеть человек сегодня при других обстоятельствах. Человекообразные обезьяны обладают лишь внешним карикатурным сходством с нами. Могут возразить, что шимпанзе способны к обучению, но за всю историю общества ни одна из них не стала человеком, и это точно доказывает, что человек создан не так, как животные. Следует вспомнить также, что древние римляне называли дух умерших лемуром.

5.                До Лемурии и при ней существовала более ранняя цивилизация Гиперборейцев, а до них жили люди так называемой Полярной расы. Эти расы обладали иным внешним видом и, главное, иными внутренними (душевными) качествами. То, что сегодня люди называют расой, не соответствует истине, т.к. внешние признаки (цвет кожи, форма носа, фактура волос и пр.) не могут иметь важного значения. Главное — глубина сознания, она претерпевает изменения с тысячелетиями. Со времени грехопадения глубина терялась, возрастала широта знаний, эрудиция. Накопленные знания о внешнем мире вызывали к жизни умение передавать их потомкам, классифицировать, появилась логика. Сначала она была лишь УМЕНИЕМ передавать знания понятно и в доступной форме. Лишь в средние века логика стала НАУКОЙ. Логика формальна, ее можно ввести в компьютерную систему, но ЭВМ никогда не сможет стать человеком в подлинном смысле, т.е. не сможет погрузиться в океан сознания и получить оттуда информацию.

                   Только в океане живет кит. На старинном рисунке кит держит на себе трёх слонов, на них покоится Земля. Кит в данном случае символизирует Бога, существующего или не существующего для людей в зависимости от океана их сознания. На мели кит погибает — без глубины сознания Бог для человека — чуждое понятие. Можно сказать иначе: глубина сознания (океан) порождает Мудрость (кит), она является фундаментом Веры, Надежды и Любви (три слона), которые удерживают в равновесии физическую жизнь (Земля).

                   Если глубину сознания считать главной определяющей чертой расы, то, похоже, сегодня человечество становится свидетелем рождения новой, шестой расы людей более тонких и глубоких. Это сейчас не очень заметно, не типично, это черты личностные (см. ч. I. 1/14).

                   Наша (пятая) раса переходна: Бог-Отец всегда вёл с человеком беседу, 7-9 тыс. лет назад он предрекал явление в мир Своего Сына, это можно понять из некоторых языческих мифов. 2 тыс. лет назад Сын пришёл в мир физического человека; услышать и понять Отца, впустить Сына в свою душу — это самый главный труд, который определит, кто из нас сможет с Божьей помощью стать представителем или хотя бы прародителем новой (шестой) расы.

                   — А почему шестая? Откуда это видно?

                   — Посчитайте. Полярная, Гиперборейская, Лемурийская, Атлантическая, Постатлантическая (наша).

                   Интеллектуальные источники указывают на разное счисление времени появления человека в физическом мире: по информации израильского объединения книгоиздателей 5752г "от сотворения мира" соответствует 1992-му г. Христианский календарь, изданный в Москве протестантскими общинами, называет 1992г, соответствующим 7500г; по индийскому счислению мы прожили 5 тыс. лет, по славянским подсчётам — 5,5 тыс. лет. Эти "плавающие" цифры говорят о том, что ЗАПИСАННАЯ история очень приблизительна. История ОБЩЕСТВА не даёт человеку опоры; например, в военных конфликтах эта наука совсем беспомощна: арабо-еврейские притязания, армяно-азербайджанский, абхазо-грузинский и др. столкновения не нашли в исторических документах той правоты, с которой бы согласились все воюющие стороны. Но в истории религии есть общая истина, данная самим Господом: будущее есть у того, кто первым уступит; тот, кто откажется от своих требований, от своей воли, обретёт вечное бытие. “У Меня отмщение и Я воздам”. Эта истина, если человек примет её, способна остановить любую войну. По сей день военные специалисты не могут понять, как удалось крошечному Израилю победить арабского Голиафа в Шестидневной войне.

6.                Таким образом, становится понятно, что жизнь общества без духовных истин заходит в тупик. Поэтому история религии как наука духовная обретает важное значение: она помогает: 1) найти общие корни всего человечества, определить общий дом и общего Отца. 2) Определить и утвердить собственное мировоззрение. В  соответствии с взглядами человека, его ощущениями и чувствами, в зависимости от установки души (см. ч.I, 2/3) выстраивается вера. 3) История религии помогает взаимопониманию между людьми разных вероисповеданий. Собственная вера часто лишь укрепляется от контакта с иноверцами; если же человек не уверен в силе своей веры, если фундамент веры поколебался, то лучше пусть это происходит на Земле, чем за гробом под воздействием сатаны. На Земле всегда есть надежда обрести истину, воздействия ада надежду убьют. 4) Знание истории религии углубляет душу, т.к. новая информация вызывает внутренний отклик, душа подсознательно обращается к собственным глубинам, как бы сверяет полученные знания с памятью о том, что уже было известно до рождения, что запомнилось духом и стало своим.

7.                Так что же первично: бытие или сознание?

                   — Однозначного ответа на этот вопрос нет. Это зависит от уровня сознания. Душа, обладающая памятью о предсуществовании, проснувшаяся внутренне и трудящаяся над собой, даже не задаёт такой вопрос разуму. Её сознание первично и определяет уровень жизни человека. Гриша Добросклонов из поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" один счастлив на Руси, хотя его бытие — на том же общероссийском уровне, но сознание иное; и по сей день большинство людей его просто не воспринимает всерьёз. Это большинство занято житейскими проблемами и не может выкарабкаться из них, как герои романа японского писателя Абэ Кобо "Женщина в песках". Песок материальных проблем физической жизни неиссякаем, не успеешь отгрести лопатой гору песка, как он вновь заваливает вход в жилище, забивается в нос, и уже нечем дышать. И снова работает человек лопатой, отгребая песок. Лопата — символ библейский, ею отделяют зерно от плевел, полезное от пустого.

                   Сегодня типичным является взгляд о первичности бытия.

                   Личности, получившей от Бога право вести за собой других, сознание подскажет, как сделать это ненавязчиво и мудро. Такой человек ни в коем случае не станет насильником, он позволит каждому самому решить, следовать ли за ним (лидером) или предпочесть другие идеи. У лидера хватит выдержки и терпения, он не будет подкупать людей подарками, как это сделал в своё время некий Мун в Америке, объявив себя почти новым богом. Тот, чьё сознание высоко, не станет обещать хорошие условия жизни в ближайшем будущем, ОН ВСЕГДА БУДЕТ ПОМНИТЬ БОГА и напоминать людям великие истины, он будет предельно скромен. Идущие за ним будут убеждены, что сами сделали свой выбор, они, возможно, даже не заметят духовной силы ведущего, особенно маловеры и атеисты. Их выбор будет основан на внешнем знакомстве с лидером или с его идеями, т.е. именно внешние условия жизни, именно бытие определит для большинства дальнейший уровень развития жизни души. Но именно через лидера, будь то истинный политик-вождь или святой в монастыре,  вольётся в общество духовность, именно лидер станет генерировать творческие идеи развития, именно он даст людям лучшую жизнь. Сомнительно, чтобы политик сегодня был высоко духовен, но возможность развития есть у каждого, и сила его духа будет связана с глубиной сознания, дух человеческий будет держаться силой связи с Господом.

                Если руководитель, начальник, представитель и т.п. утверждают словом и делом, что бытие первично, они, возможно, способны развивать внешние условия земной жизни, но как бы сладко люди ни ели, как бы красиво ни одевались, они забудут главное — развивать свою религиозность ради своей личной вечной жизни. Тот, для кого бытие определяет сознание, не связан с Высшим миром, думает лишь о земном. Тот, для кого сознание определяет бытие, не погружён в быт, в житейские проблемы, не страдает от скудости своих материальных средств, не тратит время на пустую болтовню и пересуды, занимается своим делом не ради денег, а, в первую очередь, ради Бога и людей, труд для него — гигиена души, а не возможность существования, и своё бессмертие он встречает подготовленным. Среди тех, кто ставит бытие на первое место, личностей нет.

8.                Мировоззрение человека создаёт вокруг него особое информационное поле; лептонное поле — лишь часть этого духовного поля. По своему творческому напряжению оно усиливается в зависимости от роста сознания, оно возникает в очищенном от эгоизма сердце человека. Эти сердечные импульсы сначала осознаются, как бы идущими от головы. Ориентироваться в этих вопросах вначале очень трудно. Но первично именно сердце, а не разум. Речь идёт не о физиологии, а о чувствознании. Если кардиологи и нейрохирурги хором начнут объяснять устройство мозга и сердца, значит, они не поняли, что энергетика духа ещё не обнаружена опытом материалистической науки, но всему своё время.

       Духовность никогда не будет обнаружена материалистами, т.к. она иной природы. Именно иная природа духовности помогает взаимопониманию, бесстрашию, терпимости, несосредоточенности на мелочах. Сознанием человек меняет свою природу, изменённая природа улучшает характер и жизненные коллизии, жизненные ситуации влияют на сознание человека. Круг замкнут. 

                   — Если я правильно поняла, энергетика духа в будущем проявится, и учёные обнаружат её. Но вы говорите, что духовность никогда не будет схвачена аппаратурой. Это не противоречие?

                   — Нет. Можно будет уловить энергию, но нельзя распознать её род. Светлые Божественные энергии направляют, советуют, но не навязывают. Они настолько лёгкие, что забудутся, не останутся в памяти. Некоторое время они сохраняются, как побуждение к действию, потом исчезают. В ту же минуту может явиться тёмная мысль, аппарат зафиксирует две порции новой, не принадлежащей человеку или, скажем, дополнительной энергии. И всё. Духовность не обнаружена. А тёмная мысль запомнилась, и человек может развить её. Или наоборот – человек уловил, зафиксировал Божью помощь. В душе возникла новая идея. Не забывайте, что духовность – это постоянная направленность души к Богу.

9.                Духовная наука считает, что высочайшие духовные истины человек знал, лицезрел, созерцал с момента своего сотворения, поскольку сотворённое Совершенством совершенно. Получив в дар свободу, человек воспользовался ею своевольно и ошибочно. Первогрех лишил его совершенства, как это в своё время случилось с Люцифером. Духовные истины с тех пор вливаются в человека через чистую совесть, т.к. Господь не мог оставить своё творение именно потому, что даровал ему свободу.

       Сравним развитие общечеловеческого сознания с деревом. От главного ствола растут ветви вверх, вбок, даже вниз. Если срезать верхний побег, т.е. если истина, нашёптываемая душе духом, останется неуслышанной, непонятой, много пойдёт боковых ветвей, они — частное временное понимание истины, боковые ветви — это разные верования в разные эпохи. Судя по всей истории религии, человечество частично повторяет сатанинский путь "развития", частично стремится вернуться к Богу, частично блуждает по кривым, каменистым, одиноким, бесплодным тропам.

                   Теософы и антропософы делят все мировоззренческие принципы людей на три группы: люди западного типа сознания ставят в основу жизни действие, т.е. существование своей воли. Люди восточного сознания больше размышляют, чем действуют, они в большей степени созерцатели, а не деятели. Серединный тип сознания опирается на интуицию. Для этого типа сознания самое важное — соединить своё сердце с Божественной волей и действовать по Божьему замыслу.

                   Исходя из этого, многие русские мыслители и поэты утверждали, что у России — особая миссия, т.к. она в силу своего географического положения, с одной стороны, созерцательна, терпелива, бездеятельна (Иванушка-"дурачок" на печи спит), но, с другой стороны, она граничит с "серединой мира". В Карпатах, в Молдавии стоит старинный столб с надписью "Середина мира". Кто и когда поставил этот столб — неизвестно. Когда Россия "проснётся", она вернётся к Богу, подавая всем пример верности Господу.

       Грехопадение породило первую нижнюю ветвь на общем древе сознания. Приблизительно к IIIII тысячелетию до Р.Х. (или до н.э.) человечество, заметно утратив связь с Отцом, породило вторую боковую ветвь — язычество. К I-му тыс. до Р.Х. в мир является третья боковая ветвь — философия, любовь к мудрости, к рассуждению на высокие темы. ИНОГДА философ обладал чувствознанием, к которому примешивались импульсы существ и духов околоземного пространства (их называют "воздушными духами"). В первом случае (рассуждение) душевные силы тратились на логические доказательства правильности суждений человека, важно было при этом не столько найти истину, сколько самоутвердиться. При этом рвались последние нити связи с Господом, поскольку в Самом Абсолюте заключена возможность самоотрицания.

                   Во втором случае (некоторая доля чувствознания) появлялась религиозная философия, при которой интуитивную информацию пытались втиснуть в человеческие понятия. Чувствознание очень трудно уложить в понятные слова и символы, часть истины остаётся за словами, за символами, часть вообще не улавливается, часть не понята учениками, читателями. Истина становится относительной и теряется в общем сознании человечества. В наше время понятие "религиозная философия" имеет смысл науки, не отрицающей Бога, но она пестрит еретическими суждениями немощного людского разума. Понятие “религиозная философия” ныне чаще всего относится к индийской религии и к русским философам ХХ века: Вл. Соловьеву, Булгакову, Бердяеву, Розанову, Флоренскому, Флоровскому и др. из этой плеяды.

10.              В отличие от философии богословие (восточное, православное) всегда опирается на чувствознание, хотя Ч.Каваляускас в своей статье ("Наука и религия", 8/91) утверждает обратное. Впрочем, западная теология действительно близка к философии, а сам Ч.Каваляускас — протестант.

                   Древнее чувствознание шло от Бога к душе; ныне оно может возникнуть от длительных молитв и таинств, каждое из которых даёт человеку особую, присущую только этому таинству, тончайшую энергию, называемую благодатью.

       Благодатью и интуицией можно постигать высокие истины, но, увы, когда человек записывает их для потомков или пытается рассказать устно, возникает уже нечто другое, интеллектуальное, внешнее, и, возможно, равнодушные потомки не уловят те импульсы, которые волновали богослова. Поэтому монастыри и православная церковь немногословны, скорее молчаливы, не распространяют широко в мир труды, созданные в их стенах. В этом проявляется скромность и смирение православия. Люди, посвятившие жизнь служению Богу, молитвам за народ, государство и отдельных грешников, сами себя не считали ни богословами, ни, тем более, философами, изучая древние фолианты сердцем, а не умом, и глубоко глядя в собственные души.

                   Нильс Бор писал:"Философы — очень хорошие люди, но к ним относятся с состраданием; философ — несчастный человек, он никогда ничего не узнает".

                   Значит, философия не нужна людям?

                   — Если она понимается, как мудрость чувств, тогда она нужна. Если же подходить к религиозным проблемам холодно и рассудочно, как, например, гностики, на труды которых опирается протестантизм, тогда философия вредна. (Гностицизм — одно из направлений философии, очередная веточка древа сознания (человеческого рассудка)). Сердце гностиков закрыто для истины, путь протестантов, с точки зрения православия, приведёт к появлению антихриста, второму Пришествию и Судному дню. Православие ортодоксально, протестантизм современен, еретичен.

                   Ересь — это ОГРАНИЧЕНИЕ ВЫСОКОЙ ИДЕИ, возникающее от стремления самоутвердиться, доказать, что именно он, комментатор идеи, разбирается в ней лучше древних. Большинство современных людей, не имеющих религиозных знаний, начитавшись высказываний Л.Толстого, Ленина, Ренана, Бэкона, Косидовского, тем более Таксиля, Ярославского и прочих материалистов и вульгарных материалистов, приобрели некоторые квазизнания (т.е. вторичные, второстепенные знания не через первоисточник).

                   Теперь они считают себя обладателями ценных идей и вполне логично доказывают их справедливость. Такие люди считают ересь отступлением от привычного, и поэтому якобы ересь оригинальна и умна. Ортодоксальность для них слово ругательное, ортодокс скучен и глуп. Рассуждающий "образованный" атеист не приемлет ортодоксальность, как мертвечину.

       Однако ортодоксальность — это строгая последовательность в развитии определённой идеи. (Увы, последовательность требует логики, логика – земная наука, и некоторые ортодоксы вынуждены от интуиции перейти к интеллекту, а он коварен.) Идея неизменяема, когда она нисходит к людям с Божественных высот, поскольку к совершенству ничего невозможно добавить. Все человеческие "добавления" лишь ограничивают её глубину, но еретики с этим не согласны. Не будем с ними спорить, мы высказываем разные точки зрения. 

                   Ортодоксия - это самое трудное, поскольку нужно быть не только последовательным в выбранном направлении, но ещё и живым, т.е. ЧУВСТВОВАТЬ правильность выбранного пути, а не просто рассуждать. Истинно религиозный человек не мудрствует, т.к. не стремится к самоутверждению. Он просто углубляется в своё сознание. В сущности философия и религия стоят на совершенно разных основах. Философия — на мышлении, логике, интеллекте и правильно построенных силлогизмах (логических конструкциях). Религия стоит на интуиции, вере, чувствознании.

                   Слово Божье шло к людям издревле и идёт по сей день. В каждом учении, в любом вероисповедании есть частица истины, но Истину целую люди уже давно не слышат, не понимают, даже простое выполнение древних обрядов многим кажется обременительным, вера и совесть усыпляются сатаной.

       Все древние легенды и мифы повествуют о золотом веке (т.е. о рае), о грехах и злобе людской, исказившей жизнь, о потопе, о явлении Избавителя. Эти идеи изменялись по-разному, прибавляли и убавляли нечто сказители, не обладавшие точной памятью, украшали поэты, развивали по-своему философы. Боговдохновенность даётся не каждому, но "воздушных" духов уловить довольно просто, их "голоса" звучат и в душах, как голос человеческий, и в неочищенных умах, как "собственная" мысль.

       Высоко и широко раскинулось древо человеческого сознания, от главного ствола и от боковых обломанных ветвей пошли и возникают доныне новые побеги в разные стороны. Что считать вершиной? Монотеизм или язычество? Православие или иную конфессию? Попытаемся разобраться, куда ведут, к чему призывают разные вероисповедания.

 

 

Вернуться к оглавлению

Назад

Вперёд

Hosted by uCoz